Анализ стихотворения Фета “Полно смеяться! что это с вами?”

В небольшом цикле “Гадания”, унаследовавшим народно-романтические традиции русской лирики, автор не только воспроизводит неповторимую атмосферу веселых святочных гуляний, но изображает особенности старинных гадальных обрядов. Их смелые и любопытные участники, прежде всего девушки, пытаются узнать свое будущее, разглядев его знаки в глубине зеркального отражения или усмотрев тайный смысл в раскладе карт. Случай, представленный в художественном тексте 1842 г., описывает вариант, когда грядущие события истолковывают по звукам. Указано

и точное место, где принято собираться для этих целей, – стены крестьянского амбара.

Словом “шут” девушки именуют черта, боясь произносить его настоящее имя. В стихотворении ” Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…” встречается еще один эвфемизм – “лохматый”.

Форма произведения представляет собой диалог: текст составляют четыре эмоциональные реплики, которыми обмениваются смеющиеся “сестрицы”. В начальной строфе содержится призыв к спокойствию. Поэт использует сравнения, имеющие фольклорное и разговорное

происхождение: первая из подруг определяет шум, производимый гадающими, как “базар” и гул пчел.

Точное количество участниц обряда остается неизвестным, однако изображаются два довольно подробных варианта будущего – благоприятный, сулящий богатство, и зловещий, обещающий смерть. Обе версии изобилуют яркими деталями и в то же время отличаются недосказанностью, подчеркнутой неопределенными местоимениями.

В первом случае внимание гадающих сосредоточено на состоятельном и деловитом, но сердитом персонаже. Описывая деятельного хозяина, поэт привлекает восемь глаголов, включая анафору “сыплет”. Портрет дополняется лексикой с семантикой достатка и изобилия.

Вторая вариация включает комбинацию неопределенно-личных предложений, обозначающих действия группы лиц: “несут”, “поют”, “забивают”. Постепенно сгущаясь, тревожные интонации достигают кульминации, которая выражается звуком жуткого воя. Девушка обобщает смысл толкования, относя его к проделкам нечистой силы.

Форма стихотворения – результат экспериментов в области стихосложения, характерных для раннего периода творчества. Автор моделирует особенности тонического стиха, каким написаны русские былины: в длинной строке “Полно смеяться!” присутствуют четыре ударных слога, в короткой – два.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Полно смеяться! что это с вами?”