Анализ стихотворения Фета “Певице”

Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы. Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня.

Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору. Современники не принимали его лирику, считая

ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества.

Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра.

Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью. Фет отличался уникальной способностью – “ловить неуловимое”, находить образ и название тому, что до него было лишь “мимолетным ощущением души человеческой”.

В

своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии. Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении “Певице”, написанном в 1857 году. Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – “звенящая даль”, “кротко светит улыбка любви”, голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, “грянуть звонким приливом жемчуга”.

Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием. Задача первостепенной важности – передать общее настроение. Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки.

Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы.

Музыкальность лирики Афанасия Афанасиевича по достоинству оценена композиторами. Недаром множество произведений поэта стали популярными песнями и романсами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Певице”