Анализ стихотворения Фета “На железной дороге”

Тема путешествия поездом расценивалась современниками автора как новая, необыкновенная: регулярная перевозка пассажиров по Николаевской железной дороге началась за 8-9 лет до появления поэтического отклика Фета. Осмысление жизненного пути в соотнесении с головокружительной скоростью перемещения, гибельность технического прогресса, пренебрегающего человеком, или окрыляющее приближение к мечте – последующие трактовки “железнодорожной” тематики разнообразны по стилю и интонационному наполнению.

style='margin:5px 0;'>

Мотив движения организует лирический сюжет фетовского текста, датируемого 1859-1860 гг. Реализации основного мотива многолики: к естественному ходу поезда присоединяются объекты, перемещающиеся по обратной траектории, а также путешествия, совершаемые в фантастическом пространстве сна. Герои стремительно преодолевают “дебри и овраги”, встречая по пути деревья, которые “летят” мимо них.

Необычная ситуация порождает сновидения, предмет которых связан с “иными местами”. Из художественных тропов, задействованных в изображении масштабного передвижения,

особенно яркой выглядит метафорическая фраза “мгновенные мосты”. Ощущение быстроты хода дополняется звуковыми образами и средствами аллитерации, окружающими авторское словосочетание.

Поэт избегает прямых указаний на приземленные реалии нового способа поездок и именует состав “змеем огненным”. Его оригинальный портрет лишен враждебности: прекрасное волшебное создание, послушное людскому повелению, летит над необъятными просторами, рассыпая “искры золотые”.

Внутри змеиного “чрева” “уютно и тепло”. Персонажи чувствуют себя настолько комфортно, что расслабляются, погружаясь в “глубокий сон”. Упомянутые характеристики внутреннего пространства купе сближают образ с символической трактовкой дома как надежного прибежища.

Антитеза, противопоставляющая уют холоду морозной ночи, также типична для фетовского поэтического мира.

За внешней линией повествования скрывается важный внутренний сюжет. Он посвящен миру чувств и связан с адресатом, женским образом “кроткого серафима”. Начальные строфы сообщают о детской красоте попутчицы, и чуть позже – об эмоциях, которые объединяют души лирического “мы”. В концовке фигура героини выходит на первый план.

Центральное место в портрете занимает образ чудесных “агатовых глазок”. Радостный ласковый взгляд демонстрирует, что пара преодолела собственный путь – от робости и отчуждения к взаимной симпатии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “На железной дороге”