Анализ стихотворения Фета “Какое счастие: и ночь, и мы одни!…”
Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, “чудное настоящее”, по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, – во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной природы в фетовской поэтике парадоксально сливается с земной любовью.
По этой причине очи
Соединение вселенского и интимного начал в едином эмоциональном порыве составляет суть тематики поэтического текста 1854 г. Откровенное восклицание пылкого героя начинает стихотворение, определяя ориентиры художественного пространства: романтическая пара совершает ночную прогулку по речному берегу. Взгляд влюбленного, первоначально устремленный к отражению звезд в воде, скользит вверх, к небесной “глубине и чистоте”.
Восторженный возглас, возникающий в зачине, определяет особое настроение,
Центральный катрен оканчивается приемом возрастающей градации, в которой задействован ряд однородных сказуемых. Стилистическая фигура усиливает экспрессию эмоциональной речи.
В произведении присутствуют элементы диалогичности, которые проявляются не только обилием глаголов в повелительном наклонении. Именуя себя “безумным”, лирический субъект словно упреждает реакцию спутницы. Смятение, ирония, даже насмешка – ничто не может помешать желанию влюбленного, вознамерившегося открыть сердечные тайны.
Оригинальная авторская формула, уравнивающая любовь, болезнь и сердечные муки, сопровождает признание лирического “я”. Парадоксальное сочетание, приближающее влюбленного к безумцу, типично для фетовской поэтики. Ситуация, изображенная в произведении ” Вчера я шел по зале освещенной…”, трактуется как эпизод, случившийся после ночного свидания.
Воспоминания о романтической встрече и смелых заявлениях организуются мотивом безумия, ключевое значение которого подчеркнуто рефреном.
- Анализ стихотворения Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь…” К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что “ночью как-то вольнее дышать мне”. В другом говорит: “Каждое чувство бывает понятней мне ночью…”. В лирике Фета ночь не […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как нежишь ты, серебряная ночь…” В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть “из времени в вечность”. Однако тайны “живого алтаря мирозданья” не страшат, […]...
- Стихотворение Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь” Одно из традиционных фетовских “ночных” стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток. Не случайно Фет видит свою музу “в венце из звезд” . Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; […]...
- “Майская ночь” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ночь. Не слышно городского шума…” Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть “я”, пытаясь убрать грань между […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тихая, звездная ночь” Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные “огни безоблачных небес” сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться […]...
- “Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…” Стихотворение “Сияла ночь…” – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о […]...
- Анализ стихотворения А – А – Фета Еще майская ночь, прекрасный пейзаж Среднеевропейской Руси Подготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ стихотворения А. А. Фета “Еще майская ночь”, прекрасный пейзаж Среднеевропейской Руси В стихотворении про майскую ночь Фет из отдельных образов собирает цельный образ природы Среднеевропейской Руси. Чтобы обозначить Весенний пейзаж, мастер природной лирики даже не прибегает к помощи света. Поэту достаточно описания звуков, запахов, ассоциаций. Множество звезд будто смотрят в […]...
- Анализ стихотворения Фета “Музе” Избранническая миссия поэта – один из основных постулатов фетовской мировоззренческой доктрины. Герой, наделенный высоким даром, способен моментально “подняться в жизнь иную”, почувствовать “сладость” в сердечных страданиях, преобразить “чужое” и неизвестное в “родное”. Явление богини-покровительницы, несущей “факел вдохновенный”, свидетельствует об особом статусе земного “певца”. Нежный лик патронессы, ее юная красота и эмоциональность напоминают портрет фетовской героини-возлюбленной, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ночь крещенская морозна…” Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла “Гадания”, сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные “сестрицы”, которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении ” […]...
- Анализ стихотворения Фета Сияла ночь. Луной был полон сад Афанасий Фет – человек, который написал красивое и очень поэтично-романтическое произведение в жанре: стихотворение. Написано оно было в 1877 году. Вообще, произведение необычно красивое, нежное и даже немного таинственное, ведь оно полно скорбей, но вместе с тем – романтикой, которая явно проскальзывает на протяжении всего стихотворения. Стихотворение имеет некий подсмысл, ведь Фет писал о своих […]...
- “Сияла ночь. Луной был полон сад” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение “Сияла ночь” было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Майская ночь” Стихотворение “Майская ночь”, созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”, в котором проработал без малого 6 лет, и покинул Москву. Поэт поселился в небольшом имении, которое располагалось в Орловской губернии, намереваясь посвятить остаток своей жизни литературным […]...
- Анализ стихотворения Фета “В лунном сиянии” Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и “лунного серпа”, которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование “серебром окаймленной” темноты, отправляется на прогулку или с […]...
- Стихотворение Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…” Способность творить красоту А. А. Фет считал главным назначением поэта. Природа, любовь, красота – вот главные темы его творчества. Поэта привлекают неуловимые, не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, видением прекрасного. Он поэт переживаний, его стихотворения выражают то, что скрыто в душе. И одним из важных свойств его лирики является стремление выразить охватившее […]...
- Анализ стихотворения Фета “О нет, не стану звать утраченную радость…” В концепцию художественного пространства усадьбы, разработанную фетовской лирикой, включен образ “доброго, старого сада”. Уютный, обихоженный человеческими руками уголок природы становится сценой для романтических свиданий, наблюдений за естественными трансформациями окружающего мира и внезапных философских открытий. “Знакомые места”, к числу которых прежде всего относится липовая аллея, хранят память о далеких детстве и юности. Сюда возвращается уставший и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тополь” Осеннее увядание и наступление “жестокой поры” зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним […]...
- Анализ стихотворения Маяковского Ночь Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления. Футуризм, по убеждению Маяковского, чересчур “экстравагантный” и “телеграфный” стиль. Но яркость, выразительность футуристов нравится литератору. Особенность футуризма – игра слов, содержание не так важно, как форма стихосложения. […]...
- Анализ стихотворения Фета “У камина” Образ деревенской усадьбы как идеального пространства – главная тема фетовской лирики. В опоэтизированном мире, противостоящем диссонансам городской жизни, не места конфликтам, и плоды труда человеческого – господский дом и ухоженный сад – слиты с природой. Гармоничное окружение побуждает героя к творчеству: его чувствительной душе здесь слышнее “песни нежных муз”. Теплое, уютное и надежное прибежище – […]...
- “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ива” В поэтическом тексте 1854 г. классическая тема любовного свидания служит отправной точкой для развития лирического сюжета. Его основная часть посвящена описанию дерева, под которым присела гуляющая пара. Внимательный созерцатель увлечен разглядыванием двух деталей пейзажа – ивы и водной глади, к которой наклонились ее ветви. Интересно, что к изображению дерева относится только оценочный эпитет “чудные”, характеризующий […]...
- Анализ стихотворения “Еще майская ночь…” Фет А. А Стихотворение Фета “Еще майская ночь…” (1857) наполнено природными зарисовками майской ночи. Лирический герой восхищается тем, что ему выпала возможность “увидеть” негу ночи. Он благодарит за это родной полночный край. И хотя май – последний месяц весны, но у лирического героя он появляется именно “из царства льдов, из царства вьюг и снега”. Поэтому май именно вылетает […]...
- Анализ стихотворения Фета “Вольный сокол” Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня “любовника роз” соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, – образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, […]...
- Анализ стихотворения “Сияла ночь” Фет “Сияла ночь” (1877). Стихотворение относится к любовной лирике Фета и посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой. Сам текст произведения – не столько о чувстве поэта, а о высокой человеческой любви. Здесь переданы одновременно и волнения поэта, и переживания лирического героя, и воспоминания читателя. Лирический герой переживает две встречи с возлюбленной, между которыми – […]...
- Анализ стихотворения Фета “Пчелы” Образ полосатых тружениц – одно из слагаемых фетовской природной зарисовки. В произведении ” Это утро, радость эта…” пчелы являются деятельными участницами счастливого весеннего обновления. Медоносному насекомому предоставлена честь исполнить “брачный гимн” для великолепной Розы, звучащий в стихотворном посвящении “царице” цветов. Образ получает и символическое значение: формула, уравнивающая лирическое “мы” с “пчелами на жизненном цветке”, связана […]...
- Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают “оживить” изображаемое? Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают “оживить” изображаемое? Однородные члены предложения – распространенное явление художественного стиля. Они используются в нем как краткий и выразительный прием речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых, помогающих “оживить” изображаемое в нашем тексте. Во-первых, большое количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: “Олеська. выпала из автобуса, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Летний вечер тих и ясен…” Короткое произведение 1847 г. начинает природная зарисовка, создающая умиротворяющую картину окончания погожего теплого дня. Покой и безмятежность – такие впечатления оставляет визуальный ряд, состоящий из образов деревьев, закатного неба и блестящей речной воды. Изображение тихого вечера лишено резких контрастов и стремительных изменений, однако детали картины выглядят живыми, рельефными, выразительными. Эффект достигается путем чередования объектов внимания, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сад весь в цвету” Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими “весенними порывами”, темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект ” Я видел твой млечный, младенческий волос…”, одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота […]...
- Анализ стихотворения Фета “Диана” Успешная переводческая деятельность Фета, начало которой приходится на студенческие годы, побудила его к написанию собственных произведений в античном духе. Большинство стихотворений, созданных под влиянием наследия Горация и других древних авторов, относится к 40-50 гг. XIX в. Если органичные, оригинальные по тематике и форме фетовские творения часто подвергались критике, то антологическая лирика была встречена одобрительно, благосклонно […]...
- Анализ стихотворения Фета “Фонтан” В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое “мы”, от лица которого моделируется художественное пространство. “Ночь и я” – одинаково “безмолвные”, спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла. Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Прости! во мгле воспоминанья…” Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического “я”? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ “пылающего камина”. К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак – молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Кричат перепела, трещат коростели…” В фетовскую лирику второй половины 50-х гг. XIX в. привносятся пессимистические мотивы. Ночной пейзаж, доминантой которого становится яркий костер, вызывает тревогу. Сравнение ельника со сборищем “пьяных гигантов” усиливает диссонанс, а “лениво и скупо” освещенный день не только свидетельствует о подавленном настроении лирического “я”, но указывает на безнадежность, бесперспективность жизненного пути. Тема ожидания смерти, которая развивается […]...
- Анализ стихотворения Фета “Серенада” В художественном мире Фета поздний вечер нередко знаменует собой время успокоения и отдыха. Шум и говор “скучного голоса дня” сменяется тишиной и далекими приглушенными звуками. Зажегшиеся звезды предваряют явление “неподвижной”, “немой” ночи. В идейную концепцию “вечерней” тематики органично вписывается мотив сна, возникающий в произведениях ” Теплым ветром потянуло…” или ” Перекресток, где ракитка…” Разрабатывая тему, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Из тонких линий идеала Дебютный сборник Фета “Лирический пантеон” увидел свет в 1840 году при активном содействии критика Аполлона Григорьева. Стоит отметить, что молодой поэт пришел в литературу не в самые лучшие ее времена. Тот период в российской истории был отмечен эпохой николаевской реакции, спровоцированной неудачным восстанием декабристов. Прогрессивные умы искали выход их сложившейся неблагоприятной ситуации. Многие поэты и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Теплым ветром потянуло…” Реализации мотива сна в фетовской лирике разнообразны. В поэтических текстах, посвященных изображению природы, спокойствием сна объяты деревья и цветы, море и воздух, курганы и земля. Через мотив сна и грезы передаются авторские философские убеждения и движения души. Лирический герой именует свое внезапное прозрение, позволяющее приблизиться к тайнам бытия, пониманием “всемирного сна” природы. Окончание земного существования […]...
- Анализ стихотворения Фета “Среди звезд” Произведение “Среди звезд” датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного труда философа Артура Шопенгауэра “Мир как воля и представление”. Взгляды великого немецкого мыслителя оказали огромное влияние на поэта. Фету импонировала концепция воли к жизни как причины постоянной борьбы всех против всех. Также он поддерживал взгляд […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Ночь” Пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными задачами, в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. В произведении Жуковского 1823 г. панорама ночи вырастает в многогранный символический образ, обладающий целительным воздействием на человеческие души. В первой части стихотворения лирический герой занят картиной пейзажа. Подмечена смена цветовых акцентов: солнце садится в […]...
- Анализ стихотворения Фета “Перекресток, где ракитка…” 1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл “Гадания”. Заглавие отражает основную тему стихотворений – святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой “Светлане” Жуковского, а также пушкинскому “Онегину” и колоритной гоголевской “Ночи перед Рождеством”. Фетовские творения наследуют особую атмосферу старинного праздника, в которой веселое любопытство и озорство юности сочетаются с […]...
- Анализ стихотворения Фета “На стоге сена ночью южной…” Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими “Снами”. Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает “волшебный челн” лирического “мы”, и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический […]...