Анализ стихотворения Фета “Грезы”

Музыкальность фетовской лирики не ограничивается искусной звукописью и плавностью ритмических решений. Автор убежден, что истинное свойство поэтического дара состоит в изображении движений души и пейзажных зарисовок при помощи “крылатого звука” слов. Фиксируя гармоничную сторону природного мира, классик оперирует музыкальными категориями.

Глаголами “напевает” и “поет” обозначаются журчание струй фонтана и успокаивающее мурлыканье кота. Звезды, высыпавшие на бескрайнем небе, именуются слаженным “хором светил”.

Творческий процесс неоднократно определяется как песня.

Акустические образы связаны с горним началом: приход весны приносит “вздохи неба”, источником которых становятся распахнутые “врата эдема”.

В художественном тексте 1859 г. мотив высокой природы звука получает особенное выражение, оригинально сочетаясь с темой земного конца как перехода в небытие. Зачин моделирует ситуацию сна во сне, и семантика глубокого оцепенения вызывает следующую трансформацию – сон о смерти. Авторская версия мрачной темы лишена контекста безысходности.

Напротив, причудливые “грезы” обнадеживают,

побеждают тревогу.

Звон погребального колокола знаменует наступление момента истины. Героя пронзает внезапная мысль о сущности счастья: оно заключено в звуках неземного происхождения. Их превосходство над “голосами земли” уточняет череда однородных прилагательных в сравнительной степени.

Восторженному и мучительному чувству, внушенному “ликующими” акустическими доминантами, противопоставлены безнадежные интонации обряда похорон.

Завершающий катрен конкретизирует желание просветленного лирического “я”. Он не боится ухода во “мрак” смерти, поскольку расценивает его не в качестве трагического финала, а как новый, неизведанный этап существования души.

В произведении ” Кричат перепела, трещат коростели…”, датированном одним годом с анализируемым текстом, сомнения стареющего лирического героя завершаются оптимистической развязкой. Неизбежное окончание земной судьбы именуется “возрожденьем”. Поэт детализирует свой прогноз, снова уподобляя уход из жизни сну. Последний наделяется эпитетами с положительной семантикой – “весенний и “светлый”.

Автор задействует еще один ориентир: после гибели тела душа приобретает новый статус, выраженный формулой “вечный гражданин”. С ним связывается состояние мудрого спокойствия и умиротворения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Грезы”