Анализ стихотворения Фета “Фантазия”
В поэтический цикл “Мелодии” вошли произведения, в которых фетовская музыкальность достигает кульминации. Особое состояние очарованности, окрыляющее и вдохновляющее лирического героя-поэта, связано с темами ожидания возлюбленной, счастливого свидания, во время которого пара созерцает восхитительные виды ночной природы. Неопределенность облика юной героини – еще одна черта поэтики Фета.
Говоря о красоте своей спутницы, автор прибегает к общим определениям: она “светла и легка”, ее “кудри обильны и пышны”, а ясный
Преамбула фетовского стихотворения 1847 г. сходна с произведением Полонского “Последний разговор”: ночной сад, “ярко и страстно” звучащие соловьиные трели, молчание влюбленной пары. Последнее из обстоятельств зачина каждый из авторов толкует по-своему. У Полонского лирический герой переживает горькие минуты прощания с милой.
Фетовский мечтатель, вдохновленный
Каковы слагаемые “волшебной сказки”? Все доминанты необыкновенного пейзажа – “пышная” жар-птица, струи фонтана и листья деревьев – наделены особенностью излучать переливающийся свет. Блеск оперения пернатого персонажа сравнивается с огнем.
Он умножается, отражаясь в воде. Мерцающий эффект возникает из-за обилия светящихся насекомых, прячущихся в листве. Детали пейзажа отмечены эпитетами с семантикой драгоценного – “позолота”, “изумрудный”, “жемчужный” и “алмазный”.
Они составляют оригинальную, динамичную и богатую картину, по своей роскоши напоминающую восточный фольклор.
Лирический субъект не скрывает искреннего восторга: для характеристики переливов света он дважды применяет оценочное прилагательное “чудный”. Фантастические образы, выраженные визуальным рядом, дополняются ссылками на мечты и сновидения – “знакомые”, чарующие, вселяющие надежду.
Краткосрочность – еще одна примета ирреальной зарисовки. Финал возвращает героя к первоначальной ситуации, что выражается традиционным для фетовской поэтики способом – повтором начальной строфы. Анафора приобретает новый смысл, обогащаясь антитезой “идеальное, воображаемое” – “реальное, фактическое”.
Тусклый огонь свечей, озаряющих комнату, противопоставляется великолепному зрелищу ночного блеска.






Related posts:
- Анализ стихотворения Фета “Воздушный город” Чуткий фетовский герой внимателен к “небесной” составляющей пейзажной картины. Мерцающий лунный свет придает окружающему миру загадочный блеск “тусклого серебра”. Высокое весеннее солнце пробуждает к жизни нежный ландыш, а низкое – освещает последние георгины, “веселые, грустные и нескромные”. Земля, повинующаяся “дыханью весны всепобедному”, открыта таинственной небесной темноте. Приметой безрадостного пейзажа становится серое, плотно затянутое тучами пространство, […]...
- Анализ стихотворения К. Бальмонта “Фантазия” К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение “Фантазия”, написанное им в 1893 году, накануне зенита творчества Бальмонта (он пришелся на 1900 год.) Основная тема, идея “Фантазии” – необычайная красота зимней природы, которая может меняться, символизируя оттенки душевного […]...
- Анализ стихотворения Фета “В лунном сиянии” Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и “лунного серпа”, которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование “серебром окаймленной” темноты, отправляется на прогулку или с […]...
- Анализ стихотворения Фета “Грезы” Музыкальность фетовской лирики не ограничивается искусной звукописью и плавностью ритмических решений. Автор убежден, что истинное свойство поэтического дара состоит в изображении движений души и пейзажных зарисовок при помощи “крылатого звука” слов. Фиксируя гармоничную сторону природного мира, классик оперирует музыкальными категориями. Глаголами “напевает” и “поет” обозначаются журчание струй фонтана и успокаивающее мурлыканье кота. Звезды, высыпавшие на […]...
- “Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […]...
- Анализ стихотворения Фета “О нет, не стану звать утраченную радость…” В концепцию художественного пространства усадьбы, разработанную фетовской лирикой, включен образ “доброго, старого сада”. Уютный, обихоженный человеческими руками уголок природы становится сценой для романтических свиданий, наблюдений за естественными трансформациями окружающего мира и внезапных философских открытий. “Знакомые места”, к числу которых прежде всего относится липовая аллея, хранят память о далеких детстве и юности. Сюда возвращается уставший и […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Фантазия” Путь в литературу для Константина Бальмонта отнюдь не был усыпан розами. Несмотря на то, что свое первое стихотворение будущий поэт сочинил в 10 лет, прошло почти четверть века прежде, чем его автор стал по-настоящему знаменитым. Виной всему неугомонный характер Бальмонта, который в душе был истинным романтиком, поэтому постоянно попадал в нелепые истории. Некоторые из них […]...
- Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта “Фантазия” внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса. Поэт никак не локализует позицию лирического “наблюдателя”, не конкретизирует психологических обстоятельств его видений. Поэтому он использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения. По сути дела, содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Композиция стихотворения аморфна: каждая […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как нежишь ты, серебряная ночь…” В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть “из времени в вечность”. Однако тайны “живого алтаря мирозданья” не страшат, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тополь” Осеннее увядание и наступление “жестокой поры” зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весенние мысли” Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – “Уж верба вся пушистая…”, “Еще весны душистой нега…”, “Я пришел к тебе с приветом…”, […]...
- Анализ стихотворения Фета “На корабле” Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста “На корабле”, датированного 1856-1857 гг., выбивается из общего ряда. Здесь на переднем плане – переживания и философские заключения лирического героя, совершающего морское путешествие. Для их изображения поэт прибегает к популярному в […]...
- Анализ стихотворения Фета “Пчелы” Образ полосатых тружениц – одно из слагаемых фетовской природной зарисовки. В произведении ” Это утро, радость эта…” пчелы являются деятельными участницами счастливого весеннего обновления. Медоносному насекомому предоставлена честь исполнить “брачный гимн” для великолепной Розы, звучащий в стихотворном посвящении “царице” цветов. Образ получает и символическое значение: формула, уравнивающая лирическое “мы” с “пчелами на жизненном цветке”, связана […]...
- Анализ стихотворения Фета “На стоге сена ночью южной…” Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими “Снами”. Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает “волшебный челн” лирического “мы”, и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический […]...
- Анализ стихотворения Фета “Летний вечер тих и ясен…” Короткое произведение 1847 г. начинает природная зарисовка, создающая умиротворяющую картину окончания погожего теплого дня. Покой и безмятежность – такие впечатления оставляет визуальный ряд, состоящий из образов деревьев, закатного неба и блестящей речной воды. Изображение тихого вечера лишено резких контрастов и стремительных изменений, однако детали картины выглядят живыми, рельефными, выразительными. Эффект достигается путем чередования объектов внимания, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Кричат перепела, трещат коростели…” В фетовскую лирику второй половины 50-х гг. XIX в. привносятся пессимистические мотивы. Ночной пейзаж, доминантой которого становится яркий костер, вызывает тревогу. Сравнение ельника со сборищем “пьяных гигантов” усиливает диссонанс, а “лениво и скупо” освещенный день не только свидетельствует о подавленном настроении лирического “я”, но указывает на безнадежность, бесперспективность жизненного пути. Тема ожидания смерти, которая развивается […]...
- “Буря” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Буря” Афанасия Фета – прекрасный пример того, как за счет точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создает отчетливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения. “Буря” была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно […]...
- “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тихая, звездная ночь” Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные “огни безоблачных небес” сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться […]...
- Анализ стихотворения Фета “Облаком волнистым…” Короткое произведение 1843 г. – пример виртуозного владения искусством изображать сиюминутные переживания, ключевым для жанра стихотворной миниатюры. Тематика текста основана на обыденном событии. О нем заявляет лирический субъект, личность которого намеренно лишена автором каких-либо конкретизирующих черт. Мотив неопределенности, знаковый для фетовской художественной манеры, позволяет формировать разные трактовки идейного содержания. Вариации смысла обогащают произведение, кажущееся простым […]...
- Анализ стихотворения “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…” А. А. Фета Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т. А. Кузминской-Берс (Таня Берс, основной прототип Наташи Ростовой в “Войне и мире”, была замечательной музыкантшей и певицей; во всяком случае, читатели “слышат” отзвуки ее пения в некоторых эпизодах толстовского романа и в стихах Фета). Стихотворение написано шестистопным ямбом, четверостишиями, с чередованием женских и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Буря” “Вечерние огни” – итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал “Вечерние огни” чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Полно смеяться! что это с вами?” В небольшом цикле “Гадания”, унаследовавшим народно-романтические традиции русской лирики, автор не только воспроизводит неповторимую атмосферу веселых святочных гуляний, но изображает особенности старинных гадальных обрядов. Их смелые и любопытные участники, прежде всего девушки, пытаются узнать свое будущее, разглядев его знаки в глубине зеркального отражения или усмотрев тайный смысл в раскладе карт. Случай, представленный в художественном тексте […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Сеятелям” Образ обработанной плодородной пашни, именуемой лексемой “нива”, – одна из частотных доминант некрасовского пейзажа. Лирический герой, которому понятен уклад бесхитростной деревенской жизни, рад созерцать “колосья бесконечных нив”, гарант крестьянского благополучия. По этой причине образ поля, засеянного хлебом, наделяется эпитетами с положительной семантикой, подчеркивающими красоту и обилие “янтарного зерна”, дара земли-кормилицы. В некрасовской поэтике образ нивы […]...
- Анализ стихотворения Полонского “Посмотри – какая мгла” В стихотворении “Посмотри – какая мгла…”, датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов “глубина”, “сумрак”, “мгла”. Она оттеняется при помощи прозрачной дымки “в сонном […]...
- Анализ стихотворения А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” Одна из самых известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале “Москвитянин” (“Шепот сердца…”). В измененном виде стихотворение появилось в 1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Современники вспоминали, что это произведение очень нравилось Л. Толстому, который сказал […]...
- Анализ стихотворения Фета “Морская даль во мгле туманной…” “Морская даль во мгле туманной…” (1857) – одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу. Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время […]...
- Анализ стихотворения Блока “Там – в улице стоял какой-то дом…” Лирический субъект “Стихов о Прекрасной Даме” не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации: герой признается в “двуликости души”, и странное тревожное ощущение не способна отпугнуть даже молитва в “высоких соборах”. В стихотворении “Там – в улице…”, датированном началом […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ночь. Не слышно городского шума…” Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть “я”, пытаясь убрать грань между […]...
- Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Ласточки” было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его – непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления. В основе композиции стихотворения – сопоставление природного явления и процесса человеческой жизни. Полет ласточки “над вечереющим прудом”, ее “дерзновенье” напоминают […]...
- Анализ стихотворения Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь…” К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что “ночью как-то вольнее дышать мне”. В другом говорит: “Каждое чувство бывает понятней мне ночью…”. В лирике Фета ночь не […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ave Maria” “Аве Мария” (“Радуйся, Мария!”) – католическая молитва, обращенная к Деве Марии, матери Иисуса Христа. В качестве источников для нее выступили два стиха из евангелия от Луки. Широкое распространение она получила в одиннадцатом столетии. До сих пор “Аве Мария” остается одной из наиболее популярных среди христиан молитв. Не в последнюю очередь тому способствовали композиторы, писавшие музыку […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сентябрьская роза” “Сад весь в цвету”, наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, – важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. “Безгрешно чистые” дети природы уподобляются весне и юной женской красоте. Они ассоциируются с душевным подъемом и вдохновением, с ощущением счастья, получающим метафорическую характеристику “цветения сердца”. Созерцание георгинов, […]...
- Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыхание Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок. Критики отмечали новаторство и удивительный лиризм стихотворения. При этом Фета обвиняли в беспредметности и излишней интимности. Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В этой области Фет […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ночь крещенская морозна…” Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла “Гадания”, сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные “сестрицы”, которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении ” […]...
- Анализ стихотворения Фета “Перекресток, где ракитка…” 1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл “Гадания”. Заглавие отражает основную тему стихотворений – святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой “Светлане” Жуковского, а также пушкинскому “Онегину” и колоритной гоголевской “Ночи перед Рождеством”. Фетовские творения наследуют особую атмосферу старинного праздника, в которой веселое любопытство и озорство юности сочетаются с […]...
- Анализ стихотворения Фета “У камина” Образ деревенской усадьбы как идеального пространства – главная тема фетовской лирики. В опоэтизированном мире, противостоящем диссонансам городской жизни, не места конфликтам, и плоды труда человеческого – господский дом и ухоженный сад – слиты с природой. Гармоничное окружение побуждает героя к творчеству: его чувствительной душе здесь слышнее “песни нежных муз”. Теплое, уютное и надежное прибежище – […]...
- Анализ стихотворения Фета “Какое счастие: и ночь, и мы одни!…” Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, “чудное настоящее”, по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, – во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной […]...
- Анализ стихотворения Фета “Не отходи от меня…” Мастер лирического фрагмента, Фет не ставил целью изобразить историю любви в ее причинно-следственных или психологических нюансах. Поэта привлекали мимолетные движения души, “эфирные оттенки” ощущений, по выражению Боткина. Влюбленный герой фетовских творений демонстрирует и робость, и смелость: в одну лунную ночь он не решается поведать избраннице о “тайне счастья”, а в другую – откровенно и торжественно […]...
- “Майская ночь” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый […]...