Анализ стихотворения Фета “Целый мир от красоты…”



В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале “Русское слово” Фет опубликовал статью “О стихотворениях Ф. Тютчева”. Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте.

Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения.

Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве.

Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении “Целый мир от красоты…”. Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной.

Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты.

Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается

в работе “О стихотворениях Ф. Тютчева”, в произведении “Целый мир от красоты…” выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: “Хоть не вечен человек, то, что вечно, – человечно”. Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции.

Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению “Целый мир от красоты…”.

В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – “ищешь” и “отыскать”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Целый мир от красоты…”