Анализ стихотворения Есенина С. А. “Запели тесаные дроги”
В стихотворении “Запели тесаные дроги” проявился типичный для С. А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произведения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России. Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения: Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Дроги – простая повозка без кузова для езды в поле.
В произведении
Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний. Оксюморонно окрашенные душевные порывы (“теплая грусть”, “люблю до радости и боли”) эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пейзаж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: “малиновое поле И синь, упавшая в реку”.
Синь – одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет “малиновое” к слову “поле” не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок.
Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый – яркое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны. Цветастость, живописность – характерная особенно есенинского творчества.
Технику его словесного рисования, цветописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью. Лубочные картинки отличались красочностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером. Исполнялись они обычно жидкой темперой, которая подобна акварели.
Примечательно, что возникновение и распространение рисованного лубка связано с деятельностью старообрядчества, а С. А. Есенин был выходцем из старообрядческой семьи. В четвертой строфе стихотворения “Запели тесаные дроги” иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России: Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу,- восклицает он.
Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: “звенят родные степи Молитвословным ковылем”. “Звон” – характерный звуковой образ для есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя.
Причем во многих стихотворениях с темой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики. Не есть ли в этих образах своеобразная отсылка к церковному колокольному звону, приглашающему на службу всех христиан и воплощающему в конечном итоге идею соборности, духовного единения?
Глоссарий:
– запели тесаные дроги анализ – анализ стихотворения есенина запели тесаные дроги – анализ стихотворения запели тесаные дроги – есенин запели тесаные дроги анализ – запели тесаные дроги