Анализ стихотворения “Душа” Цветаева
“Душа” (1923). Душа – главная лирическая героиня цветаевского произведения. Своеволие, разгул души выражается Цветаевой через особое построение фразы:
Выше! Выше! Лови – летчицу!
Не спросившись лозы – отческой Нереидою по – лощется.
Нереидою в ла – зурь!
В тексте стихотворения поражает обилие тире, насыщенность восклицательными знаками. Полет души, сердца противопоставлен миру кукол, счетов, бытие противопоставлено быту. Даже поэтическая лексика, характерная для описания мира души, контрастирует с просторечными,
Шестикрылая, ра – душная,
Между мнимыми – ниц! – сущая.
Не задушена вашими тушами,
Ду – ша!
Важную роль в стихотворении играет прием звукописи: аллитерации в сочетании с ассонансами. Цветаева дробит фразу на фрагменты, используя лексические повторы, синтаксический параллелизм:
И покамест – счета – кипами,
И покамест сердца – хрипами,
Закипание – до кипени
Двух вспененных – крепись! – крыл.
Глоссарий:
– анализ стихотворения цветаевой душа
– цветаева душа анализ
– Анализ стихотворения душа и имя
– анализ стихотворения душа цветаева
– душа и имя цветаева анализ
- Анализ стихотворения “Молитва” Цветаева “Молитва” (1909). Стихотворение вошло в первый сборник Цветаевой, в котором она утвердила свое творческое кредо – самобытность, непохожесть на других, исследование собственной души. В данном стихотворении, написанном в сентябре 1909 года в Тарусе, лирическая героиня мечтает о чуде. Обращаясь к Богу, поэтесса одновременно и хочет познать жизнь во всем ее разнообразии, и в то же […]...
- Анализ стихотворения “На заре” Цветаева “На заре” (1912). Данное стихотворение вошло во второй поэтический сборник “Волшебный фонарь” (1912), в котором развивается заявленный в “Вечернем альбоме” конфликт детского мировосприятия и взрослой трагедии повседневности. М. Цветаева экспериментирует с формой и языком стиха. Стихотворение “На заре” по форме напоминает сновидение. В неведомый мир сна прорывается реальность. Мгновение пробуждения является “мигом бесконечной печали”. Особое […]...
- Анализ стихотворения “Станок” Цветаева “Станок” (1931). В этом стихотворении Цветаева размышляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непререкаемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин. Лирическое произведение – молитвенное признание в любви, преклонение перед гением. Лирическая героиня считает себя достойной ученицей Пушкина, поэтому ведет с гением разговор на равных: Прадеду – товарка: В той же мастерской! Каждая помарка – Как […]...
- Анализ стихотворения цикл “Жизни” Цветаева Цикл “Жизни” (1924). Цикл состоит из двух лирических миниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, состоящее из двух строф: Не возьмешь моего румянца – Сильного – как разливы рек! Ты охотник, но я не дамся, Ты погоня, но я есмь бег. Не возьмешь мою душу живу! Так, на полном скаку погонь – Пригибающийся – и […]...
- Анализ стихотворения “Имя твое – птица в руке…” Цветаева “Имя твое – птица в руке…” (1916). Лирическое произведение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвященный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение состоит из трех строф, идея каждой строфы последовательно сменяет друг друга. В первой строфе дано описание фонетического и графического состава слова “Блок”. В то время […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке (Цветаева Марина) Стихотворение М. И Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку-эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Цветаева воссоздает образ молодой бабушки, не своей бабушки, нет, она описывает свой эстетический идеал: изысканная женщина с продолговатым овальным лицом, в элегантном черном платье, не последний человек в светском обществе, музыкально одаренная, так […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Душа и имя” В 1912 году Цветаева выпустила в издательстве “Оле-Лукойе” второй сборник “Волшебный фонарь”, посвященный супругу Сергею Эфрону. Реакция многих критиков-современников на него оказалась более сдержанной, нежели на дебютную книгу “Вечерний альбом”. Николай Гумилев отмечал, что во втором сборнике Цветаевой встречаются те же темы и образы, что и в первом. Вот только выглядят они суше и бледнее, […]...
- Анализ стихотворений “Душа” и “Жизнь” Цветаевой М. И Главным героем цветаевского творчества всегда была ее душа. Национальное буйство, своеволие, безудержный разгул души (“крик”) выражаются в интонационно “дискретном” стихе, в “рваной” фразе Цветаевой. “Я не верю стихам, которые льются, рвутся – да!” – вот символ веры Цветаевой-поэта. Это качество ее лирики заявляет о себе в большинстве ее зрелых стихотворений. Ограничимся одним примером – анализом […]...
- Краткое содержание, анализ “Тоска по родине. Давно…” Цветаева “Тоска по родине. Давно…” (1934) В стихотворении отражена трагичность мироощущения поэтессы, обреченной на странничество вдали от родины, дисгармонию ее внутреннего состояния и окружающей жизни. Поэтесса постоянно повторяет: “все равно”, “все едино”: ни с кем нет душевного родства, ни к чему нет привязанности: “Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст”, нет родины: “Тоска по родине! […]...
- Краткий анализ стихотворения “Идешь на меня похожий” (Цветаева Марина) Это стихотворение Цветаевой является одним из самых известных. Она написала его в 1913 году. Стихотворение обращено к далекому потомку – прохожему, который молод, так же как и она в свои 20 лет. В поэзии Цветаевой достаточно много произведений о смерти. Так и в этом. Поэтесса желает контактировать с будущим. В этом стихотворении она представляет то […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Бабушке” Стихотворение М. И. Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку – эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение написано дактилем. Этот трехсложный размер тонко имитирует трехтактный ритм вальса. Лирическая героиня любуется портретом молодой бабушки, пытаясь угадать под маской надменной холодности мятежную душу. Изысканность внешнего облика (“черное платье”, “локоны […]...
- Анализ стихотворения “Узник” Пушкина “Узник” (1822). Стихотворение “Узник” написано А. С. Пушкиным в период южной ссылки, когда поэт находится под влиянием романтических настроений. В этом произведении по-прежнему звучит тема вольности, но воспринимается она теперь в романтическом ключе. Лирический герой – узник – сопоставлен со свободолюбивой птицей орлом, мечтает о вольной жизни, о слиянии с безграничными стихиями: морем, ветром. Так […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Кто создан из камня, кто создан из глины…” В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…” М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя “Марина” имеет значение “морская”. Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море […]...
- Анализ Стихотворения Тютчева “О, вещая душа моя…” Стихотворение “О, вещая душа моя…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “О, вещая душа моя…” было создано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале “Русская беседа”. Стихотворение относится к философской лирике, жанр его – лирическая медитация с элементами философского размышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое мироощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь материальную […]...
- Анализ стихотворения “Подлиза” Маяковский “Подлиза” (1928). В стихотворении дан образ подхалима-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собственного достоинства, о человеческом облике: Этот сорт народа – Тих И бесформен, Словно студень… В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: “А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…”. Литературовед 3. Паперный писал: “Поэт судит своих противников […]...
- Анализ стихотворения Рубцова Н. М. “Душа хранит” Лирическому герою Н. М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении “Душа хранит”, которое Н. М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения – незатейливый вид русского селения: Березы, […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения “Кузнечик” Хлебников “Кузнечик”. Хлебников воспевает в этом стихотворении земную жизнь, естественные существа, стремится увидеть “величие в малом”, вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом: Крылышкуя золото письмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер “Пинь, пинь, пинь!” тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари! В данном стихотворении поэтом используется эффект […]...
- Анализ стихотворения “Тоска по родине. Давно…” М. И. Цветаевой В стихотворении отражена трагичность мироощущения поэтессы, обреченной на странничество вдали от родины, дисгармонию ее внутреннего состояния и окружающей жизни. Поэтесса постоянно повторяет: “все равно”, “все едино”: ни с кем нет душевного родства, ни к чему нет привязанности: “Всяк Дом мне чужд, всяк храм мне пуст”, нет родины: “Тоска по родине! Давно разоблаченная морока!” С понятием […]...
- Анализ стихотворения “Тоска по Родине” (Цветаева Марина) Тема родины часто поднимается в творчестве русских поэтов. Марина Цветаева не стала исключением. Одно из ее самых чувственных стихотворений про родину – “Тоска по родине!”. В тот период жизни, когда Цветаева писала данное стихотворение, она жила в Праге. Уехать туда ей пришлось по неким обстоятельствам: во-первых, ей нужно было вновь сойтись с мужем, а во-вторых, […]...
- Анализ стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…” (Цветаева Марина) Это стихотворение Цветаева написала, когда ей был 21 год. Совсем молоденькая девушка, которая, тем не менее, относилась к себе, как к уже состоявшемуся поэту. И у нее были на это веские основания. Ее стихи, которые в том далеком 1913 году, пылились в магазинах, как пишет с горечью сама поэтесса, сейчас любимы и востребованы миллионами людей. […]...
- Анализ стихотворения “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” Маяковский “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” (1926). В данном стихотворении огромную смысловую нагрузку несет поэтический прием олицетворение, когда воспоминания о человеке Теодоре Нетто адресуются пароходу, названному в его честь. Стихотворение начинается с необычной метафоры и сравнения: “порт, горящий, как расплавленное лето”. Используемые в начале стихотворения аллитерации создают атмосферу нечто фантастического, призрачного: Я недаром вздрогнул Не загробный […]...
- Дж. Г. Байрон. Душа моя мрачна. Чем оправдано название стихотворения? 1. Чем оправдано название стихотворения? Название стихотворения подчеркивает отношение героя к жизни и собственной судьбе: он жаждет слез, страданиями упитана грудь, готовая разорваться от муки. 2. Как вы определите жанр стихотворения: это элегия или обращение, послание, которое имеет четкий адрес? Стихотворение имеет четкий адрес: оно направлено певцу, который должен создать песню, наполненную “звуками рая”. Только […]...
- Анализ стихотворения “Душа хранит” Рубцова Н. М “Душа хранит” Лирическому герою Н. М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении “Душа хранит”, которое Н. М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения – незатейливый вид русского […]...
- Анализ стихотворения “Нате!” Маяковский “Нате!” (1913). В этом раннем произведении предреволюционного периода лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Поэт чувствует свою обособленность, называя себя “грубым гунном”. В стихотворении сатирически изображается мир “жирных” обывателей, смотрящих “устрицей из раковин вещей”. Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям: Все вы на бабочку […]...
- Анализ стихотворения “Весна” Пастернак “Весна” (1918). Стихотворение вошло в сборник Пастернака “Темы и вариации”. Лирический герой испытывает те же чувства, что и пугающая даль и боящийся упасть дом: Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы. Где вечер пуст, как прерванный рассказ, […]...
- Анализ стихотворения “Ты – отзвук забытого гимна…” Блока “Ты – отзвук забытого гимна…” (1914). Данное стихотворение входит в цикл стихотворений А. Блока “Кармен”, посвященный артистке Любови Александровне Дельмас, которая исполняла в Петербурге в 1913-1914 годах роль цыганки Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Образ Кармен в стихотворении причудливо слит с образом реальной женщины: Внешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И […]...
- Анализ стихотворения “Гроза” Заболоцкий “Гроза”. В стихотворении не только декларируется родство природы с духовной жизнью человека: в картине приближения грозы проступает сходство с творчеством, с рождением поэзии: Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов – первых слов на родном языке. […]...
- Анализ стихотворения “Родина” Некрасов “Родина” (1846). В стихотворении поэт обращается к поре детства, анализирует влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные черты – они рождали ненависть, озлобленность, сопротивление, стремление вырваться из замкнутого круга. Название иронично, так как родные места ассоциируются в первую очередь с разнузданно-эгоистической жизнью господ, прозябанием задавленных страхом […]...
- Анализ стихотворения “Я – Гот!” Вознесенский “Я – Гот!” (1959). Это стихотворение характерно для раннего Вознесенского, когда поэзия становится звучащей, эстрадной: сами авторы читают свои произведения, поют их, делая текст неотделимым от авторского тембра голоса, от интонаций: Я – Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое. Я – Горе. Я – голос войны, городов головни на снегу сорок […]...
- Анализ стихотворения Блока “Душа молчит. В холодном небе” Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и слепо подчинялся знакам судьбы, которые пытался распознавать и “читать” в окружающем мире. Поэтому неудивительно, что поэт выбрал для своего творчества такое популярное в то время […]...
- Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева “Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Анализ стихотворения Есенина “Душа грустит о небесах…” Написанное в 1919 году стихотворение “Душа грустит о небесах…” изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты много времени проводили вместе. Кусиков посвятил Сергею Александровичу стихотворение “Кудри день. – Это ты в гранях города гость…”. Вместе они в 1921 году издали […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Душа и тело” Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического “я”. Герой “Памяти”, открывающей “Огненный столп”, начинает исследование-самоанализ личности. Стихотворение “Душа и тело”, созданное в 1919 г., моделирует полифоническую картину внутреннего мира “угрюмого и упрямого […]...
- Анализ стихотворения “В пути” Гумилев “В пути” (1910). В стихотворении “В пути”, вошедшем в гумилевский сборник “Жемчуга”, поэт говорит о единственно возможном решении темы жизненного пути: обращенность человека в будущее, к новым горизонтам, новым свершениям: Лучше слепое Ничто, Чем золотое Вчера! Лирический герой на распутье, но судьба зовет его “обрести наконец неотцветающий сад”, бросить вызов дракону, распростертому на “оголенном утесе”. […]...
- Анализ стихотворения “Нет, я не Байрон, я другой…” Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832). В этом стихотворении отразились романтические устремления юного Лермонтова. Поэт на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт между творцом-художником и обществом: Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Поэт выражает уверенность в своем избранническом уделе: Кто толпе мои расскажет думы? Я – или Бог […]...
- Анализ стихотворения “Пороша” Есенин “Пороша” (1914). В стихотворении передана радость лирического героя от встречи с зимним лесом: Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Особую роль играют созданные Есениным с помощью аллитераций и ассонансов звуковые образы: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Использованные художественно-выразительные средства, метафоры […]...
- Анализ стихотворения “Я и вы” Гумилев “Я и вы” (1918). Данное стихотворение вошло в поэтический сборник “Костер”, который свидетельствует о новом этапе в развитии гумилевского акмеизма. Утрачены юношеская пылкость, максимализм, чрезмерная экзотичность, но осталось главное – стремление к познанию истинной сути бытия. “Конквистадор в панцире железном” превратился в человека, созидающего Вселенную. Ранее заявленные поэтом темы развиваются в новом ключе, философски переосмысливаются. […]...
- Анализ стихотворения “Невыразимое” Жуковского “Невыразимое” (1819). Пафос элегии – утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, “присутствие Создателя в созданье” невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою – Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном […]...
- “Имя твое – птица в руке…” анализ стихотворения Цветаевой Произведение “Имя твое – птица в руке…” было написано Мариной Цветаевой в 1916 году. Известная поэтесса отличалась свободолюбивым характером и никогда не пыталась подражать стилю какого-либо поэта или писателя. Она чтила многих творческих людей, но это уважение редко переходило в искренний восторг. Однако для Цветаевой существовал человек, которого она действительно обожествляла. Ему и было посвящено […]...