Анализ стихотворения Цветаевой “”Прости” волшебному дому”



Цветаева родилась в Москве, в доме номер восемь, расположенном в Трехпрудном переулке. В нем она провела детство и юность, за исключением периода с 1902 по 1905 год. Это время прошло в заграничных поездках.

В отчем доме поэтесса сочинила первые стихотворения. Во многих из них упоминается дорогое ее сердцу родительское гнездо. Навсегда покинула его Марина Ивановна в начале 1910-х. Отъезд был связан с предстоящим замужеством.

Момент прощания с домом нашел отражение в стихотворении “”Прости” волшебному дому”. Оно включено в последний раздел “Не на радость” второго сборника Цветаевой “Волшебный фонарь”, увидевшего свет в 1912 году. Из-за близкой разлуки чувства лирической героини предельно обострены.

Каждая деталь отчего дома становится во сто крат милее, нежели обычно. В минуты последние ей все полюбилось, как встарь, – и темный узор на портьере, и с медными ручками двери. Родительское гнездо хранит в себе сокровенные воспоминания о времени, в нем проведенном.

Здесь и отроческие надежды, и мечты о дальних странствиях, и “первые игры и басенки”,

и детские секреты. В стихотворении Марине Ивановне удалось запечатлеть музыку юности, когда даже дверной звонок звучит в такт пению, когда навстречу неизвестному будущему хочется мчаться без оглядки, когда счастье кажется невероятно близким. Лирическая героиня безмерно благодарна дому за пережитые в нем “дивные зимы” и “небывалые весны”.

В прозаическом произведении “Мой Пушкин” у Цветаевой есть следующие строчки: “…я все вещи своей жизни полюбила и пролюбила прощанием”. Прощание для Марины Ивановны представляет собой апогей любовного чувства. Именно поэтому в рассматриваемом тексте для описания дома используются слова самые нежные, искренние, теплые.

Такой степени интимности нет ни в одном стихотворении Цветаевой, посвященном родительскому гнезду. Слово “прости”, вынесенное в заглавие, обозначает одновременно и прощание, и прощение.

Небольшой особняк, в котором жила Марина Ивановна, до наших дней не сохранился. Его снесли в революционную эпоху. В 1928 году на месте, где он когда-то находился, появилось семиэтажное кирпичное здание, возведенное по проекту архитектора Приемышева.

Через двадцать лет мастер архитектурной реконструкции Булгаков надстроил дом. Квартиры в нем были у любимой публикой певицы Изабеллы Юрьевой и великого кукольника Сергея Образцова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Цветаевой “”Прости” волшебному дому”