Анализ стихотворения Цветаевой “Генералам двенадцатого года
Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:
Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,
Чьи шпоры весело звенели И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, –
Очаровательные франты Минувших лет!
Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М. Ю. Лермонтова, традиционно символизирует жизнестойкость,
Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опора на литературную традицию. В произведении важен не конкретный адресат, а образ поколения, обращение “Ваше благородие” к
Но в еще большей степени, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любуется героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:
Вас охраняла длань господня И сердце матери, – вчера.
Малютки-мальчики сегодня – Офицера!
В восторженных восклицаниях “Ах!”, “О…” и строгом обращении “Вы” усматриваются жанровые особенности сентиментального романса. Если в душе мечтательной лирической героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:
Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие –
И весело переходили В небытие.
Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в памяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.
Related posts:
- Анализ стихотворения “Генералам двенадцатого года” Цветаевой М. И “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет! Заявленный в […]...
- М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные предложения? Почему в стихотворении местоимения “все” и “что” выделены логическими ударениями? Восторг перед героями двенадцатого года, многие из которых погибли молодыми, звучит в строках стихотворения. Само название звучит обращением, а восклицательные предложения, насыщающие текст, подчеркивают торжественность этого обращения. Выделения слов все и что логическими ударениями […]...
- Генералам двенадцатого года (Цветаева Марина Стихи) Сергею Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса. И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след – Очаровательные франты Минувших лет. Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу,- Цари на каждом бранном поле И на балу. Вас охраняла длань Господня И сердце матери. Вчера – Малютки-мальчики, сегодня – […]...
- Анализ стихотворения “Кто создан из камня, кто создан из глины…” Цветаевой М. И “Кто создан из камня, кто создан из глины…” В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…” М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя “Марина” имеет значение “морская”. Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Кто создан из камня, кто создан из глины…” В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…” М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя “Марина” имеет значение “морская”. Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Стихи о Москве” Поэтический цикл М. И. Цветаевой “Стихи о Москве” включает в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества, написанных весной и летом 1916 года. Он воплощает характерные особенности цветаевского синтаксиса (фрагментарность, обилие тире и восклицаний), передающие взволнованное отношение лирической героини к миру, любование красотой родного города. В цикле “Стихи о Москве” изображен дореволюционный город, главным […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Люблю – но мука еще жива…” В 1923 году, будучи в эмиграции, Цветаева увлеклась Константином Болеславовичем Родзевичем. Познакомил их супруг Марины Ивановны – Сергей Яковлевич Эфрон. Роман поэтессы и близкого друга ее мужа длился недолго – всего несколько месяцев. В итоге Родзевич женился, предпочтя налаженный быт запретным отношениям. Есть версия, что именно от Константина Болеславовича Цветаева родила сына Георгия, которого близкие […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Хвала времени” В 1928 году, пребывая в эмиграции, Цветаева издала сборник “После России”. В него включено стихотворение “Хвала времени”, созданное в мае 1923-го. Посвящено оно Вере Аренской – сестре знаменитого советского актера и режиссера Юрия Завадского, соученице Марины Ивановны по гимназии. Произведение появилось в один день с письмом, адресованным Максимилиану Волошину. Ему Цветаева рассказывала о своей семье, […]...
- Анализ стихотворения “Мне нравится, что вы больны не мной…” Цветаевой М. И “Мне нравится, что вы больны не мной…” На стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной…” написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М. И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Мне нравится, что вы больны не мной…” На стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной…” написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М. И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же любви воспринимается как определенная свобода в отношениях. […]...
- “Глаза” анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение “Глаза” было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй – надолго, и в общем-то не очень понимали, как в этой новой стране жить. Это непонимание и растерянность не могли не задеть семью Цветаевых. Поэтесса жила в Москве, голодной и неуютной, ее супруг воевал в рядах Белой […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Perpetuum mobile” В конце 1900-х годов Цветаева активно работала над своим первым сборником. Книга, получившая название “Вечерний альбом”, увидела свет в 1910-м. Издала ее юная поэтесса на собственные деньги, которых хватило на тираж в полтысячи экземпляров. Дебют Марины Ивановны не остался без внимания. Критические отзывы на него написали именитые авторы – Гумилев, Брюсов, Волошин. Особенно сборник хвалил […]...
- “Бабушке” анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение “Бабушке” было написано Цветаевой в 1914 году. Марина не знала своих бабушек. Создание стихотворения связано с висевшим в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке портретом бабушки поэтессы – красавицы-польки Марии Бернацкой (Мейн), прожившей всего 27 лет. Стихотворение 25-летней Цветаевой – попытка понять душевные переживания, страдания и радости женщины, черты характера которой, возможно, перешли и к […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Никто ничего не отнял!…” Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже – в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. […]...
- “Кто создан из камня, кто создан из глины…” анализ стихотворения Цветаевой “Кто создан из камня, кто создан из глины…” – стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит. Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко. Несмотря на обстоятельства, стихотворение “”Кто […]...
- Анализ стихотворения “Тоска по родине. Давно…” М. И. Цветаевой В стихотворении отражена трагичность мироощущения поэтессы, обреченной на странничество вдали от родины, дисгармонию ее внутреннего состояния и окружающей жизни. Поэтесса постоянно повторяет: “все равно”, “все едино”: ни с кем нет душевного родства, ни к чему нет привязанности: “Всяк Дом мне чужд, всяк храм мне пуст”, нет родины: “Тоска по родине! Давно разоблаченная морока!” С понятием […]...
- Анализ стихотворения “Первый лед” Вознесенского А. А “Первый лед” Стихотворение А. А. Вознесенского “Первый лед” – небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: “зябкое пальтецо”, “пальцы – льдышки”, “ледяная улочка”, “мерзлый след на щеках” и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения […]...
- “Гроза двенадцатого года” “Война и мир” – это национальная эпопея о подвиге русского народа в войне 1812 года. Отечественная война, как гроза, прокатилась над Россией, выдвинув на передний план главную силу исторического процесса – народ. Народ в романе – это все лучшее, что есть в русской нации, силы которой всегда проявляются в годину бедствий, во время тяжких испытаний. […]...
- “Встреча” анализ стихотворения Цветаевой Почему людям по-разному отмерен жизненный срок? Почему кто-то коптит небо целый век, а кто-то, словно вспышка на небосклоне, проживает короткую, но яркую жизнь? Именно эта мысль приходит в голову при воспоминании о Марии Башкирцевой, 23-летней художнице XIX века, чья судьба вызывает недоумение. Как могло случиться, что красавица, с детства купавшаяся в роскоши, проводившая детские годы […]...
- “Дикая воля” анализ стихотворения Цветаевой Настроение стихотворения резко, настойчиво выражается еще в его названии. “Дикая воля” – порыв, стремление, не знающее ограничений. Марина Цветаева создавала это произведение на рубеже 1909-1910 годов, когда ей было только семнадцать лет. Кипение жизненных сил и темперамента, отличавшее поэтессу в молодости, здесь выражено особенно ярко. При первом прочтении стихотворение напоминает речевку, собрание лозунгов. Четырехстопный хорей […]...
- “В Париже” анализ стихотворения Цветаевой “Увидеть Париж – и умереть!” – именно этой фразой принято выражать свое отношение к столице Франции. В начале ХХ века, после Октябрьской революции, этот город стал самым известным местом эмиграции для русских дворян. Появилось целое “русское” кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, на котором захоронено более 15 тысяч русских эмигрантов. Для русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой этот город тоже […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой Клонится, клонится лоб тяжелый Анализ содержания стихотворения М.И. Цветаевой “Клонится, клонится лоб тяжелый”. Проблема стихотворения: мотив одиночества, тоски от неразделенной любви. Лирическая героиня сопоставляет свои чувства и жизнь природы. Поле, вырастившее богатый урожай, молодое, сильное поколение, ждет своего жнеца: Жнец – милосерден: сожнет и свяжет, Поле опять прорастет травой… Природа вознаграждает человека за труды, за бережное отношение к ней […]...
- Анализ “Стихи о Москве” Цветаевой М. И “Стихи о Москве” Поэтический цикл М. И. Цветаевой “Стихи о Москве” включает в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества, написанных весной и летом 1916 года. Он воплощает характерные особенности цветаевского синтаксиса (фрагментарность, обилие тире и восклицаний), передающие взволнованное отношение лирической героини к миру, любование красотой родного города. В цикле “Стихи о Москве” изображен […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…” – стихотворение, датированное 1918 годом. Оно входит в цикл “Комедьянт”, посвященный известному актеру Юрию Завадскому. С ним Цветаеву познакомил общий друг – поэт и переводчик Павел Антокольский. Молодой артист произвел на поэтессу сильнейшее впечатление. Марина Ивановна не только адресовала ему стихотворный цикл, но и сделала одним из персонажей отчасти автобиографичной […]...
- “Книги в красном переплете” анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение “Книги в красном переплете” было написано замечательной поэтессой Серебряного века Мариной Цветаевой. Созданное девушкой в возрасте 18 лет, стих является одним из дебютных произведений Цветаевой. Он вошел в ее первый сборник стихотворений “Вечерний альбом”, который имел форму дневника, в 1910 году. “Книги в красном переплете” – это автобиографическое Произведение-воспоминание поэтессы о собственном детстве, о […]...
- Анализ стихотворения “Стенька Разин” Цветаевой М. И “Стенька Разин” Среди лирики М. И. Цветаевой выделяется цикл “Стенька Разин” (1917), стилизованный старорусский сказочно-былинный стиль. В отличие от многочисленных исповедей-монологов лирической героини это произведение имеет лиро-эпический сюжет. В его основе лежат фольклорные исторические песни о Степане Разине. Для М. И. Цветаевой важны не социальные корни личности героя, не его историческая роль – в центре […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “За книгами” С раннего детства Цветаева была буквально одержима книгами. Как только будущая поэтесса научилась читать, она открыла для себя удивительный и большой мир. Первое время маленькая Марина с огромным энтузиазмом бралась за все подряд. Она читала книги, которые мама давала ей и которые запрещала, которые предназначались ее брату Андрею, которые стояли в закрытом шкафу сестры Леры. […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Кто создан из камня, кто создан из глины…” “Кто создан из камня, кто создан из глины…” Стихотворение написано в 1920 году. В нем Цветаева объясняет свой женский характер, предопределенный, по ее мнению, происхождением имени Марина. В переводе с греческого языка имя Марина означает “морская”. Лирическое произведение раскрывает смысл имени Марина. Лирическая героиня сопоставляется с морской пеной, волной, сменяющей одна другую: Дробясь о гранитные […]...
- Анализ стихотворения Вознесенского “Первый лед Стихотворение А. А. Вознесенского “Первый лед” – небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: “зябкое пальтецо”, “пальцы – льдышки”, “ледяная улочка”, “мерзлый след на щеках” и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ […]...
- “Кошки” анализ стихотворения Цветаевой Как повествует древняя легенда, кошка гуляет сама по себе. Возможно, именно поэтому кошке, ставшей символом независимости и самодостаточности, поклонялись во многих древних государствах. Древние мудрецы заметили, что если собака больше привязывается к хозяину, то для кошки важнее место ее обитания, а человек воспринимается лишь в качестве исполнителя ее царственных желаний. Так или иначе, кошка уже […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “На смех и на зло Марина Цветаева неоднократно признавалась в том, что воспринимает жизнь, как увлекательную игру, а окружающий мир – как театральные подмостки. Под воздействием такого мировоззрения и появился на свет цикл стихотворений под названием “Комедьянт”, посвященный Ангелу-Хранителю. С религией у поэтессы отношения складывались непросто, и она считала, что в ней довольно много лжи, противоречий и напускного восторга. Именно […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Кабы нас с тобой да судьба свела…” В 1922 году, во время для России сложное, когда еще не закончилась Гражданская война, Цветаева выпускает этапный сборник “Версты”. Именно с этой книгой связано приобщение поэтессы к истории родной страны. Россию она воспринимала как воплощение духа непокорности, бунтарства, своеволия. Поэтому в ее творчестве появилась тема самозванства. Поэтому особый интерес вызывали события Смутного времени. Поэтому важное […]...
- Анализ стихотворения Вознесенского А. А. “Первый лед” Стихотворение А. А. Вознесенского “Первый лед” – небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: “зябкое пальтецо”, “пальцы – льдышки”, “ледяная улочка”, “мерзлый след на щеках” и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Молодость” (1) М. И. Цветаева написала свое Стихотворение “молодость” в 1921году. Каждая из двух частей стихотворения – обращены к молодости, которая неизменно уходит. Поэтесса говорит в своем стихотворении о той тягости, которой была для нее молодость, что приносила ей мороку и страдания, переживания. Ты в ночи начесывала гребнем, Ты в ночи оттачивала стрелы. Щедростью твоей, давясь, как […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Роландов рог” Рыцарь Роланд – популярнейший герой эпохи раннего французского Средневековья. О том, что он действительно жил на свете, говорится лишь в одном документе – биографии “Жизнь Карла Великого”, написанной франкским ученым Эйнхардом. В эпических сказаниях Роланд предстает храбрейшим рыцарем и родным племянником короля франков Карла I Великого. Погиб герой в битве в Ронсевальском ущелье. На отряд […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Стенька Разин” Среди лирики М. И. Цветаевой выделяется цикл “Стенька Разин” (1917), стилизованный старорусский сказочно-былинный стиль. В отличие от многочисленных исповедей-монологов лирической героини это произведение имеет лиро-эпический сюжет. В его основе лежат фольклорные исторические песни о Степане Разине. Для М. И. Цветаевой важны не социальные корни личности героя, не его историческая роль – в центре внимания поэта […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Бабушке” (1914) В стихах Цветаевой часто встречаются смерть и жизнь, и вопрос о том, как судьбы тех, давно уже ушедших людей отражаются в судьбах нас, живущих сейчас. Девушка рассматривает портрет своей бабушки, умершей совсем молодой – много лет назад. Овальная рама. Изображенная на портрете женщина одета по моде того времени: в черное платье с раструбами (расширениями в […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Под лаской плюшевого пледа” В биографии Марины Цветаевой есть один весьма необычный эпизод, связанный с переводчицей Софьей Парнок. Поэтесса настолько влюбилась в эту женщину, что ради нее оставила мужа Сергея Эфронта и перебралась жить к своей новой подруге вместе с маленькой дочерью. Впрочем, очевидцы тех далеких событий утверждали, что двух женщин связывала не просто нежная дружба, они действительно были […]...
- Анализ стихотворения “Бабушке” Цветаевой М. И “Бабушке” Стихотворение М. И. Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку – эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение написано дактилем. Этот трехсложный размер тонко имитирует трехтактный ритм вальса. Лирическая героиня любуется портретом молодой бабушки, пытаясь угадать под маской надменной холодности мятежную душу. Изысканность внешнего облика (“черное платье”, […]...