Анализ стихотворения Цветаевой “Царю – на пасху”
В период с 1917 по 1922 год Цветаева активно работала над сборником “Лебединый стан”, представляющим собой своеобразную летопись белогвардейского движения. Как известно, Марина Ивановна не эмигрировала сразу после Великой Октябрьской революции, хотя к большевистской власти она относилась по большей части отрицательно. Пребывание в Советском Союзе позволило ей в полной мере почувствовать трагедию, которую пришлось пережить ее родине.
Во время Гражданской войны поэтессе было нелегко. Сергей Эфрон – ее супруг – воевал на стороне
Марина Ивановна жила в Москве, ее материальное состояние можно без особого преувеличения назвать нищенским, нередко ей приходилось продавать на рынке вещи, чтобы приобрести продукты первой необходимости. “Лебединый стан” – попытка осмыслить революцию и Гражданскую войну, реквием Добровольческой армии, в рядах которой служил Эфрон.
Третье стихотворение сборника – “Царю – на пасху”. Оно датируется вторым апреля 1917 года
В начале марта бывшего правителя Российской империи вместе с членами его семьи отправили в Царское Село. Их поместили под арест в Александровский дворец, где они пробыли вплоть до августа 1917-го. Для Цветаевой даже отказавшийся от власти Николай Александрович оставался царем, на которого законы людского суда не распространяются. При этом поэтесса прекрасно понимала – трон у императора отняли.
Его грядущая судьба сравнима с котомкой. Главные чувства, транслируемые при помощи рассматриваемого текста, – жалость и сострадание. Произведение создавалось в то время, когда многие представители русской интеллигенции радовались бескровности произошедшего переворота и предстоящей свободе. О царской семье мало кто вспоминал, она будто и вовсе перестала существовать после переезда в Александровский дворец.
Стихотворение “Царю – на пасху” – явление для той весны в некотором роде уникальное. Практически сразу вслед за анализируемым произведением Цветаева написала еще одно посвящение венценосной семье – “За Отрока – за Голубя – за Сына…”. В нем Марина Ивановна выражала надежду на то, что “крестьянская Россия” на станет наказывать сына за грехи отца и не допустит по отношению к нему зла.
Related posts:
- Анализ стихотворения Цветаевой “Декабрь и январь” Из двух книг” – третий поэтический сборник Цветаевой, увидевший свет в 1913 году в издательстве “Оле-Лукойе”. Современники изначально характеризовали Марину Ивановну как стихотворца, способного тонко чувствовать поэзию обыденной жизни, простых вещей. Произведения ее называли глубоко интимными. Например, в сборнике “Из двух книг” к некоторым стихотворениям предпосланы эпиграфы из разговоров, видимо, в реальности имевших место быть. […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Уединение: уйди” В мае 1922 года советские власти позволили Цветаевой вместе с дочерью Ариадной покинуть страну. Время эмиграции стало для поэтессы периодом скитаний. Она успела пожить в Берлине, предместьях Праги, Париже. Среди тех, кто уехал из Советского Союза после революции, стихотворения Марины Ивановны особой популярностью не пользовались. Для иностранной публики на первый план вышла ее проза. С […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Весна в вагоне” В 1912 году Цветаева выпустила в московском издательстве “Оле-Лукойе” свой второй сборник, получивший название “Волшебный фонарь” и посвященный супругу Сергею Эфрону. Критиками он был принят более сдержанно, чем первая книга молодой поэтессы. Отрицательно отозвался о нем Николай Гумилев. По его мнению, Марина Ивановна использовала те же темы и образы, что и в “Вечернем альбоме”, вот […]...
- “Красной кистью рябина зажглась” анализ стихотворения Цветаевой В истории русской литературы известны случаи мистического предсказания каких-либо событий в жизни писателей. Однако чаще такие истории случаются с поэтами. Например, Николай Рубцов в одном из своих стихотворений написал: “Я умру в крещенские морозы”. И он действительно погиб 19 января 1971 года – в самое Крещение. Некоторые творцы в своих произведениях вскользь касались даты своего […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…” – стихотворение, датированное 1918 годом. Оно входит в цикл “Комедьянт”, посвященный известному актеру Юрию Завадскому. С ним Цветаеву познакомил общий друг – поэт и переводчик Павел Антокольский. Молодой артист произвел на поэтессу сильнейшее впечатление. Марина Ивановна не только адресовала ему стихотворный цикл, но и сделала одним из персонажей отчасти автобиографичной […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Кабы нас с тобой да судьба свела…” В 1922 году, во время для России сложное, когда еще не закончилась Гражданская война, Цветаева выпускает этапный сборник “Версты”. Именно с этой книгой связано приобщение поэтессы к истории родной страны. Россию она воспринимала как воплощение духа непокорности, бунтарства, своеволия. Поэтому в ее творчестве появилась тема самозванства. Поэтому особый интерес вызывали события Смутного времени. Поэтому важное […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “”Прости” волшебному дому” Цветаева родилась в Москве, в доме номер восемь, расположенном в Трехпрудном переулке. В нем она провела детство и юность, за исключением периода с 1902 по 1905 год. Это время прошло в заграничных поездках. В отчем доме поэтесса сочинила первые стихотворения. Во многих из них упоминается дорогое ее сердцу родительское гнездо. Навсегда покинула его Марина Ивановна […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Есть счастливцы и счастливицы…” В 1935 году Цветаева создала пронзительный цикл “Надгробие”. Посвящен он поэту “первой волны” эмиграции Николаю Павловичу Гронскому. Его жизнь унес несчастный случай, произошедший на станции парижского метрополитена “Пастер” двадцать первого ноября 1934-го. На момент смерти ему было всего двадцать пять лет. С Гронским Цветаеву связывала нежная дружба. Марина Ивановна к молодому поэту относился как мать, […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Кроме любви” Цветаева дебютировала способом, не характерным для поэтов начала двадцатого века. Первый сборник “Вечерний альбом”, посвященный трагически скончавшейся от туберкулеза художнице Марии Башкирцевой, она издала тиражом в полтысячи экземпляров на собственные деньги. При этом ранее стихотворения ее не печатались в журналах. Марина Ивановна сама отослала книгу Волошину, Брюсову, в московское издательство символистов “Мусагет”, надеясь получить отклик. […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Август – астры Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль. Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое время обменивались стихотворными посланиями, которые являлись ответом на ранее написанные произведения. Так, в 1915 году Осип Мандельштам написал стихотворение “С веселым ржанием пасутся табуны” , […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Хвала времени” В 1928 году, пребывая в эмиграции, Цветаева издала сборник “После России”. В него включено стихотворение “Хвала времени”, созданное в мае 1923-го. Посвящено оно Вере Аренской – сестре знаменитого советского актера и режиссера Юрия Завадского, соученице Марины Ивановны по гимназии. Произведение появилось в один день с письмом, адресованным Максимилиану Волошину. Ему Цветаева рассказывала о своей семье, […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой Моим стихам, написанным так рано Автобиографичное стихотворное откровение создано Мариной Ивановной Цветаевой в 1913 году, одним из майских дней, и сегодня почти все ее сборники начинаются им. Как она сама отозвалась о “Моих стихах”, – это некая “формула”, содержащая данные о “ее писательской и человеческой судьбе”. С первых строк поэт (она не признавала слово “поэтесса”) говорит о своем творчестве, берущем […]...
- Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У нее особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века, у Марины Цветаевой были сложные отношения с не только со своим внутренним миром, но и с властью Советов. Ее произведения не публиковали, считая творчество […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Perpetuum mobile” В конце 1900-х годов Цветаева активно работала над своим первым сборником. Книга, получившая название “Вечерний альбом”, увидела свет в 1910-м. Издала ее юная поэтесса на собственные деньги, которых хватило на тираж в полтысячи экземпляров. Дебют Марины Ивановны не остался без внимания. Критические отзывы на него написали именитые авторы – Гумилев, Брюсов, Волошин. Особенно сборник хвалил […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Не думаю, не жалуюсь, не спорю…” “Не думаю, не жалуюсь, не спорю…” – стихотворение, адресованное Петру Эфрону, родному брату мужа Цветаевой. Произведение датировано тринадцатым июлем 1914 года. Посвящено оно тяжело больному, умирающему человеку. Когда Марина Ивановна писала “Не думаю, не жалуюсь, не спорю…”, Петр лежал в больнице с туберкулезом. Поэтесса регулярно навещала его. По мнению ряда исследователей, до того, как Эфрон […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Рассвет на рельсах” Весной 1922 года Цветаева вместе с дочерью Ариадной выехала за границу. Ее выпустили к мужу Сергею Эфрону, ранее воевавшему на стороне белогвардейского движения. Время, проведенное за рубежом, отмечено практически постоянными скитаниями и бедностью. Марина Ивановна успела пожить в Берлине, Праге, Париже. Эмигрантская среда не приняла ее лирики, популярностью среди них пользовалась цветаевская проза. Тем не […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Душа и имя” В 1912 году Цветаева выпустила в издательстве “Оле-Лукойе” второй сборник “Волшебный фонарь”, посвященный супругу Сергею Эфрону. Реакция многих критиков-современников на него оказалась более сдержанной, нежели на дебютную книгу “Вечерний альбом”. Николай Гумилев отмечал, что во втором сборнике Цветаевой встречаются те же темы и образы, что и в первом. Вот только выглядят они суше и бледнее, […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “В Люксембургском саду” В шестнадцать лет Цветаева отправилась в Париж, чтобы прослушать небольшую серию лекций, посвященных старофранцузской литературе. Естественно, поездка нашла отражение в ранних стихотворениях поэтессы. В частности, с ней связано произведение “В Люксембургском саду”. Оно посвящено одному из любимых мест как парижан, так и многочисленных туристов. Люксембургский сад был открыт в начале семнадцатого века по инициативе Марии […]...
- “Книги в красном переплете” анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение “Книги в красном переплете” было написано замечательной поэтессой Серебряного века Мариной Цветаевой. Созданное девушкой в возрасте 18 лет, стих является одним из дебютных произведений Цветаевой. Он вошел в ее первый сборник стихотворений “Вечерний альбом”, который имел форму дневника, в 1910 году. “Книги в красном переплете” – это автобиографическое Произведение-воспоминание поэтессы о собственном детстве, о […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Пригвождена к позорному столбу…” Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов других авторов кажется неуместным. Более того, ее перестали публиковать, и для того, чтобы выжить Цветаевой […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Какой-нибудь предок мой был – скрипач…” В 1915 году Цветаева создала текст, придерживаясь традиций “жанра” поэтической родословной, – “Какой-нибудь предок мой был – скрипач…”. Кто скрывается за многогранным образом наездника, вора, ласкового любовника, плохого товарища, труса, человека, продавшего черту душу за грош? Главное – скрипача, не владеющего музыкальным инструментом? Есть версия, что Марина Ивановна имела в виду цыгана. Верность этого предположения […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Я счастлива жить образцово и просто Слишком рано осознав свое жизненное предназначение, Марина Цветаева еще в подростковом возрасте поклялась стать известной поэтессой. Что именно руководило юной девушкой, когда она принимала такое решение, сказать довольно сложно. Однако то, что это было не только пустое тщеславие, подкрепленное природным талантом, является несомненным фактом. Ведь в самые сложные периоды своей жизни Цветаева Не отреклась от […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “В раю” Тема жизни после смерти красной линией проходит в творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом мире. Однако, становясь взрослее, Цветаева стала осознавать, что, возможно, загробная жизнь является вымыслом. Постепенно поэтесса прониклась агностическими взглядами, не отвергая существование иного мира, но и […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “И не спасут ни стансы, ни созвездья…” Революция 1917 года кардинально изменила жизнь Марины Цветаевой. К тому времени она уже состоялась, как поэтесса, и по праву могла гордиться своими достижениями на литературном поприще. Но в один миг вдруг все успехи остались в прошлом, и Цветаева осознала, что ее стихи больше никому не нужны. Точнее, у ее произведений по-прежнему были читатели, и истинные […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” – одно из самых известных стихотворений Цветаевой, посвященных любви. В нем поэтесса описала мощную лавину чувств – безграничную, способную снести все на своем пути. Кому-то покажется, что лирическая героиня произведения ведет себя слишком смело, чересчур по-мужски. Мол, не женское это дело, так открыто признаваться в любви. […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Я с вызовом ношу его кольцо История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфронта полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле, и в первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик, ее любимый камень. Следует отметить, что немногим ранее Цветаева Пообещала своему другу Максимилиану Волошину, что выйдет замуж за того мужчину, кто сможет угадать название ее […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой Родина Марина Цветаева, является знаменитым русским поэт, каждое произведение которой всегда по своему необычно и наполнено огромной силой переживания, сострадания, искренности и так далее. Хочется отметить, что Марина стала одной из немногих женщин, которым удалось стать известной, благодаря стилю написания своих стихотворений. Производя на свет свои стихотворения Марина Цветаева никогда не забывала о своей родине, о […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Глаза” Марина Цветаева родилась в интеллигентной московской семье и до самого совершеннолетия не задумывалась о том, что ее жизнь может быть другой, лишенной простых семейных радостей, домашнего тепла и уюта. Конечно, поэтесса догадывалась о том, что многие люди живут по-другому, но никогда всерьез не пыталась постичь ту часть человеческого бытия, которое связано с болью, ненавистью и […]...
- “Имя твое – птица в руке…” анализ стихотворения Цветаевой Произведение “Имя твое – птица в руке…” было написано Мариной Цветаевой в 1916 году. Известная поэтесса отличалась свободолюбивым характером и никогда не пыталась подражать стилю какого-либо поэта или писателя. Она чтила многих творческих людей, но это уважение редко переходило в искренний восторг. Однако для Цветаевой существовал человек, которого она действительно обожествляла. Ему и было посвящено […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Под лаской плюшевого пледа” В биографии Марины Цветаевой есть один весьма необычный эпизод, связанный с переводчицей Софьей Парнок. Поэтесса настолько влюбилась в эту женщину, что ради нее оставила мужа Сергея Эфронта и перебралась жить к своей новой подруге вместе с маленькой дочерью. Впрочем, очевидцы тех далеких событий утверждали, что двух женщин связывала не просто нежная дружба, они действительно были […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Тоска по родине! Марина Цветаева по праву считается одной из выдающихся русских поэтесс 20 века. Ее произведения по своей глубине, точности образов и удивительной правдивости передачи мироощущений нередко сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова. Примечательно, что многие темы, затрагиваемые в творчестве русских классиков, были не чужды и Цветаевой. Одной из них является осмысление своего места в жизни и […]...
- “Рас-стояние: версты, мили” анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение начинается с посвящения – <Б. Пастернаку>. Зная историю их взаимоотношений, легче понять смысл этого произведения Цветаевой. Когда поэтесса оказалась в эмиграции, ей было сложно, как растению, пересаженному в чужеродную почву. Те, кто тоже убежал из Советского Союза, оказались не близки Марине Ивановне ни по духу, ни по творчеству. А вернуться на родину было нельзя. […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Ошибка” Марина Цветаева никогда не считала себя роковой женщиной, однако к выбору спутника жизни относилась с огромной серьезностью. До того, как познакомиться с Сергеем Эфроном, она успела отказать в предложении о замужестве нескольким молодым людям. Среди них оказался поэт и переводчик Лев Кобылинский, которого в литературных кругах ласково именовали Эллис. История умалчивает о том, как развивались […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Эвридика-Орфею” Марина Цветаева с раннего детства увлекалась художественной литературой, и одно время была без ума от мифов Эллады, в которых открывала для себя простые истины и великие житейские мудрости. Прошло довольно много времени, прежде чем поэтесса обратилась в своих стихах к мифическим произведениям, в которых начала находить много общего с собственной жизнью. В 1923 году она […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Идешь, на меня похожий Марина Цветаева по праву считается одной из самых ярких и самобытных русских поэтесс первой половины 20 века. Ее имя неразрывно связано с таким понятием, как женское мировосприятие в литературе, образное, тонкое, романтическое и непредсказуемое. Одним из наиболее известных произведений Марины Цветаевой является стихотворение “Идешь, на меня похожий…” , написанное в 1913 году. Оно оригинально как […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Люблю – но мука еще жива…” В 1923 году, будучи в эмиграции, Цветаева увлеклась Константином Болеславовичем Родзевичем. Познакомил их супруг Марины Ивановны – Сергей Яковлевич Эфрон. Роман поэтессы и близкого друга ее мужа длился недолго – всего несколько месяцев. В итоге Родзевич женился, предпочтя налаженный быт запретным отношениям. Есть версия, что именно от Константина Болеславовича Цветаева родила сына Георгия, которого близкие […]...
- “Кто создан из камня, кто создан из глины…” анализ стихотворения Цветаевой “Кто создан из камня, кто создан из глины…” – стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит. Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко. Несмотря на обстоятельства, стихотворение “”Кто […]...
- “В Париже” анализ стихотворения Цветаевой “Увидеть Париж – и умереть!” – именно этой фразой принято выражать свое отношение к столице Франции. В начале ХХ века, после Октябрьской революции, этот город стал самым известным местом эмиграции для русских дворян. Появилось целое “русское” кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, на котором захоронено более 15 тысяч русских эмигрантов. Для русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой этот город тоже […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Маме” Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая смогла привить будущей знаменитости любовь к истории и литературе. Девочек, Марину и Анастасию, воспитывали в строгости, практически с пеленок прививая им хорошие манеры. Мать поэтессы, пианистка польского происхождения, считала, что настоящая леди должна вести себя сдержанно и очень благоразумно. Именно это вынесла из своего достаточно безмятежного […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Мы с тобою лишь два отголоска Лето 1910 года стало переломным для 17-летней Марины Цветаевой. Гостя на даче в Коктебеле у Максимилиана Волошина, она познакомилась с Сергеем Эфроном, который впоследствии стал ее мужем. Ему она посвящала достаточно много стихов, среди которых и произведение “Мы с тобою лишь два отголоска…” . Точная дата его создания неизвестна, но из контекста следует, что оно […]...