Анализ стихотворения Блока “Я никогда не понимал…”



С детства Блок обожал музыку. Своим самым любимым композитором он считал Рихарда Вагнера. В судьбе великого немца поэт видел типичную трагедию художника.

Вагнер всегда был новатором, ниспровергателем догм, революционером от искусства, но постепенно он стал кумиром того мещанства, которое так ненавидел. Его оперы вошли в моду в конце двадцатого столетия как в Европе, так и в России. Их собирались послушать состоятельные господа, ничего не понимавшие в творчестве Вагнера.

Поэзия Блока неразрывно связана с музыкальным искусством. Достаточно

вспомнить лишь два наиболее ярких примера. Первый – цикл “Арфы и скрипки”.

Второй – знаменитая поэма “Двенадцать”, через которую Александр Александрович пытался донести до читателей “музыку революции”. Произведение это напоминает симфонию с большим количеством разнообразно инструментованных тем. Здесь нашлось место цыганским напевам, революционному маршу, городскому романсу, патетическому гимну.

Стихотворение “Я никогда не понимал…” датировано январем 1901 года. В нем лирический герой называет музыку священным искусством, которое ему ранее было недоступно. Все

меняется буквально в одно мгновение.

Из полифонии шумов до него доносится сокровенный голос. В небольшом тексте, включающем в себя всего три строфы, два раза встречается слово “мечта”. Это служит ключевой характеристикой героя. Его жизнь протекает в мечтах, радость приносит не случившееся событие, а ожидание чего-то таинственного.

Музыка помогает ему приблизиться к прошлому, отныне кажущемуся ясным. Интересно, как развивается повествования в блоковском стихотворении. Четко до середины поэт употребляет глаголы в прошедшем времени – “не понимал”, “различал”, полюбил”.

Затем – в настоящем (“приносит”, “встает”, “кажется”, “поет”, “веет”).

По признанию самого Александра Александровича, природа не наградила его музыкальным слухом. Примечателен и один еще факт – поэту очень нравилась постановка Мейерхольда “Тристан и Изольда” в Мариинском театре (1909 год). Бывая на спектакле, он с увлечением слушал оперу, причем не только музыку, но и слова.

При этом в дневнике по возвращении из театра Блок писал: “Жаль, что я не понимаю”. Вероятно, Александр Александрович больше чувствовал музыку, нежели разбирался в ней на профессиональном уровне, отсюда и родились первые строки анализируемого стихотворения:
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Я никогда не понимал…”