Анализ стихотворения Блока «Художник»
Творческий процесс и его этапы — предмет внимания лирического героя произведения, датированного концом 1913 г. Образ художника, душа которого объята «скукой смертельной», противопоставлен суетливым обывателям, поглощенным повседневной рутиной.
Лишь вдохновение способно вывести лирического субъекта из состояния «русской хандры», подробно описанной Пушкиным. Предзнаменованием, обещающим избавление, становится едва уловимый новый звук — «звон», возникающий в жизненном потоке. Поведение художника напоминает движения
Третий катрен состоит из череды риторических вопросов, намечающих реальные и фантастические картины бесконечного пространства для творчества. Они возникают в мыслях преследователя, выжидающего свою добычу: герой пытается предугадать тематику будущего «детища». Характерно, что и первоначальный импульс, и предмет творчества трактуются как пришедшие извне, не имеющие отношения к личности героя.
Кульминационный момент обозначен в четвертом катрене, где сообщается о сакральном
Исключительная способность, возвышающая художника над обыденностью, имеет обратную темную сторону. Герой остро переживает «проклятие» собственного дара. Оно кроется в отождествлении объектов, послуживших для изображения художественными средствами, с самим произведением.
Мотив творчества как убийства, отражающий трагическую неудовлетворенность автора плодами собственного вдохновения, встречается и в других текстах. Поэт рекомендует себя как сочинителя, который стремится назвать «все по имени» и тем самым отнять «аромат у живого цветка».
Завершающая часть стихотворения проникнута горькой иронией. Центральный образ эпизода — «легкая птица», символизирующая несовершенный результат творческого процесса. Лирического субъекта мучит противоречие между необычайными способностями птицы и ограниченной, убогой долей домашнего питомца, которая ей суждена.
Финал стихотворения преподносит новую антитезу: заученные птичьи трели нравятся обывателям, но не могут успокоить душу художника. Последний опять погружается в состояние скуки и ожидания. Кольцевая композиция подчеркивает безысходность «страшных ласк» блоковской музы.
- Анализ стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» Образ Родины, предстающей в поэтике Блока в женском облике, отличается сложной структурой. Он вызывает у лирического героя неоднозначные эмоции, в которых любовь и восхищение сочетаются с тоской и апокалиптическими предчувствиями. В известном стихотворении 1910 г. звучат взволнованные интонации: поэтический текст изобилует риторическими вопросами и многоточиями, передающими попытки лирического субъекта осмыслить мучительные догадки. Тема раздумий задается […]...
- Анализ стихотворения «Утро в Москве» Блока «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения Блока «Рассвет» Произведение 1903 г. вошло в число юношеских творений, которые были отредактированы автором в 1919 г. и напечатаны отдельной книгой «За гранью прошлых дней». В зачине стихотворения обозначены движения лирического субъекта, своей неторопливостью и величавостью напоминающие молитвенный ритуал. Серьезность момента обусловлена событием, которое с восхищением встречает герой-романтик, — восходом солнца. Сначала он слышит «торжественные звуки», и […]...
- Анализ стихотворения Блока «Люблю высокие соборы…» Произведение 1902 г., входящее в корпус «Стихов о Прекрасной Даме», обозначает контуры мотива двойничества, который получит развитие в более поздних циклах. «Печальная» фигура «стареющего юноши», появляющегося из зыбкого «октябрьского тумана», возникает в стихотворении «Двойник» из сборника «Страшный мир». Персонаж обращается к лирическому герою: он сообщает, что утомлен несправедливым жребием, вынуждающим проживать «чужую» жизнь. В художественном […]...
- Анализ стихотворения Блока А. А. «Осенняя воля» Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви («Много нас — свободных, юных, статных […]...
- Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», написанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно традиционна для русской и мировой поэзии. Поэт рассуждает об искусстве, о его роли в общественной и личной жизни людей, о влиянии творчества на творца, о связи искусства с вопросами морали, нравственности. Но […]...
- Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока — луг, прекрасное зеленое поле, на котором весело прыгают и играют дети, которые кажутся невинными, и ничего еще не понимающими в своей жизни. В […]...
- Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…» . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви («Много нас — свободных, юных, […]...
- «Осенний день» анализ стихотворения Блока Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека и волнения за судьбу России. В «Осеннем дне», как и в одном из наиболее известных стихотворений Блока «Россия», появляется образ бедной, угнетенной страны. Лирический герой делится с товарищем своим восприятием […]...
- Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его работе говорить следует не о весне, это время года не занимает главное место в стихотворении, оно лишь связано с жизнью автора. Александр Блок-тот поэт, который скрывает в стихотворениях не только позыв к читателю или ответ […]...
- Анализ стихотворения Блока «Днем вершу я дела суеты…» В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число «Стихов о Прекрасной Даме», вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении «Люблю высокие соборы…» герой пытается утаить под «священной броней» свою темную сторону. Однако «дикий и дьявольский» […]...
- Анализ стихотворения Блока «Гадай и жди. Среди полночи…» Таинственное свидание с «подругой желанной» относится к числу сквозных тем, возникающих в многообразном мире «Стихов о Прекрасной Даме». Со встречами влюбленных связаны мотивы томительного ожидания, «огневой игры» и ворожбы, фоновые зарисовки наступающих сумерек. Романтическая героиня, фигурирующая в этой группе поэтических текстов, приобретает черты реальной женщины, которая заметно отличается от условного облика недосягаемой Девы-Звезды. Тема свидания […]...
- Анализ стихотворения Русь Блока Стихотворение Александр Блок написал в 1906 году. Поэт был приверженцем такого модернистского движения, как символизм. Стихотворение «Русь» так же кроет в себе смысл, который можно рассматривать по-разному сколько угодно. Казалось бы, поэт просто описывает сначала «Русь», но однако в следующих строфах читатель может увидеть уже что-то таинственное, мистическое, волшебное. Александр Блок сумел написать стихотворение таким […]...
- Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный и тусклый свет» и «Все будет так. Исхода нет» Присутсвие символов усугубляет эти чувства: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в темноте, мраке, и фонарь, как олицетворение надежды, маленького […]...
- «О как безумно за окном…» анализ стихотворения Блока В представлении большинства читателей ранняя лирика Александра Блока связана со «Стихами о Прекрасной Даме». Однако мало кто знает, что более ранним сборником был «Ante Lucem», что переводится с латыни — «До света». И действительно, все произведения, входящие в цикл (более 50), лишены светлого начала. Уже в названиях звучат мотивы ночи, сна, грозы, одиночества. Показательным в […]...
- Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908) Тема любви в творчестве Александра Блока занимает очень много места. Любовь поэт всегда воспринимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утонченная и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения. Поэт был сильно увлечен Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он […]...
- Анализ стихотворения Блока «Она пришла с мороза…» Знаменитый верлибр, вошедший в учебники стихосложения, датирован началом февраля 1908 г. Поэт отказывается от формообразующих компонентов — канонических категорий метра и рифмы — передавая многогранный смысл и непосредственность жизненных переживаний при помощи характерного рваного ритма. Сохраняются стихотворная строка и строфическое деление текста. Художественное пространство произведения, на первый взгляд ограниченное комнатой героя-поэта, уходит в бесконечность, поддерживаясь […]...
- Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1) «Ночь, улица, фонарь, аптека…» — составная часть поэмы «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир». Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм ее как тяжкая ступень. В своем стихотворении автор, мастерски используя синтаксические приемы, передает читателем свое видение. С первых строк стихотворения в голове возникает застывшая картина. […]...
- «Летний вечер» анализ стихотворения Блока Стихотворение А. Блока «Летний вечер» является представителем жанра пейзажной лирики. Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь. Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы. Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в […]...
- Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…» Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт […]...
- Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…» Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы. Стихотворение А. А. Блока «Как океан меняет цвет…» открывает лирический цикл поэта «Кармен» и является его своеобразным прологом. Стихотворение говорит […]...
- Анализ стихотворения «Сольвейг» Блока «Сольвейг» (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена «Пер Гюнт», которая построена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по — норвежски — солнечный путь) — олицетворение чистоты, свежести, самопожертвования. Стихотворение А. Блока написано от имени уединенно живущего человека: Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж камней, без огней. Образ […]...
- «Русь» анализ стихотворения Блока Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий. Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока. Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком […]...
- Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…» Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, […]...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма […]...
- Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено «страшному миру». Лирический герой — человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет […]...
- Анализ стихотворения Блока «Две любви» Автобиографическая основа произведения несомненна: молодой поэт передает свои чувства, испытанные по отношению к двум женщинам, Ксении Садовской и Любови Менделеевой. С первой из них связано юношеское увлечение Блока. Роман с элегантной светской дамой, обремененной семейством, начался на немецком курорте, где юный поэт отдыхал вместе с матерью и тетками. Любовные переживания отразились не только в ранних […]...
- Анализ стихотворения «В ресторане» Блока «В ресторане» (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен». В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ стихотворения Блока «Как день, светла, но непонятна…» Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в знаменитой опере Жоржа Бизе. Спектакль он смотрел несколько раз, с каждым вечером влюбляясь все больше и больше. Дельмас на чувства Блока ответила взаимностью. Правда, роман […]...
- Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…» Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения » Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней […]...
- Анализ стихотворения «Фабрика» Блока «Фабрика» (1903). В стихотворении «Фабрика», вошедшем в цикл «Распутья», желтый и черный цвета («окна желты», «черный кто-то», «в желтых окнах засмеются») символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами Поэт, «все слышавший со своей вершины», не является участником происходящего: Я слышу все с моей вершины Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. […]...
- Анализ стихотворения Блока «Унижение» Произведение, датированное концом 1911 г., входит в поэтическую книгу «Страшный мир». Трагическая тональность «Унижения» сближает его с другими стихотворениями сборника, образующими картину остро дисгармоничной, мрачной и безнадежной действительности. Общее настроение произведения задает первый катрен, посвященный лаконичному описанию зимней пейзажной зарисовки. В ней выделяются две колористические детали: черные ветки «дерев обнаженных» и желтый свет закатного солнца. […]...
- Анализ стихотворения Блока «Старик» В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой — дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902 гг. Александр Александрович работал над первым серьезным циклом — «Стихи о Прекрасной Даме». Посвящен он был Менделеевой. Стихотворения, в него вошедшие, создавались под влиянием идей […]...
- Анализ стихотворения Толстого «Дождя отшумевшего капли…» Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического «я» — отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической […]...
- Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека Одна из наиболее знаменитых работ Александра Александровича Блока написана им была в 1912 году. Примечательно то, что благодаря данному стихотворению имя поэта известно во всем мире. Александр Блок, как известно, был символистом. Однако именно короткое произведение поэта означало для него переход, наверное, все-таки ближе к реализму, к простому языку и обычным вещам. Понять: почему Блок […]...
- Анализ стихотворения «Гамлет» Пастернак «Гамлет» (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении «Гамлет» лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего «сумрака ночи». Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- «Фабрика» анализ стихотворения Блока Произведение Александра Александровича Блока «Фабрика», написанное в 1903 году, относится к циклу «Распутья». Анализ его очень важен: в данном цикле впервые проявляется важная для позднего творчества писателя тема города и жизни простых людей в нем. Впоследствии она выльется в переживание революции, которая оказала на Блока очень серьезное влияние. Сюжет «Фабрики» размыт. Мы можем представить только […]...
- Анализ стихотворения Блока «Город спит, окутан мглою…» Часть ранних стихотворений, созданных в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл «Ante Lucem». Его название переводится с латыни как «До света». Таким образом поэт охарактеризовал время своей жизни до судьбоносной встречи с Любовью Менделеевой — Прекрасной Дамой. Важнейшей для цикла «Ante Lucem» и для всего творчества Блока в целом считается тема […]...
- Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока «Незнакомка» (1906). Особое место среди поэтических произведений о любви во втором томе занимает стихотворение «Незнакомка» (1906), основу композиции которого составляет контраст. Первая часть произведения — изображение пошлой жизни, которую ведут обычные обыватели: пьянство, скука, грязь. Сама природа с осуждением взирает на такую жизнь: А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. Обывательской пошлости, безнравственности […]...
- Анализ стихотворения Блока «Там — в улице стоял какой-то дом…» Лирический субъект «Стихов о Прекрасной Даме» не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации: герой признается в «двуликости души», и странное тревожное ощущение не способна отпугнуть даже молитва в «высоких соборах». В стихотворении «Там — в улице…», датированном началом […]...