Анализ стихотворения Блока “Город в красные пределы…”

Стихотворение “Город в красные пределы…”. Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Город в красные пределы…” было написано А. Блоком в 1904 году. Оно посвящено близкому другу поэта Е.П. Иванову.

Образы из этого произведения затем были исполь­зованы Блоком в его статье “Безвременье”.

Стихотворение представляет собой характерный блоковский образец урбанистической лирики. Оно открывается впечатле­нием героя, переданном в метафоре:

Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил.

Затем герой как будто детально исследует Город, находя все новые и новые подтверждения своего первоначального впе­чатления:

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон – Все закатом залито.

Далее все происходящее вновь обретает метафорический, даже мифологический оттенок: “Блещут искристые гривы Золо­тых, какжар, коней”, “Красный дворник плещет ведра С пьяно- алою водой”, “Пляшут огненные бедра Проститутки площад­ной”. Заканчивается стихотворение яркой деталью, переклика­ющейся с первоначальным впечатлением героя:

И

на башне колокольной В гулкий пляс и медный зык Кажет колокол раздольный Окровавленный язык.

Таким образом, в стихотворении кольцевая композиция. У Блока преобладает здесь красный цвет – это символ тревоги, безумия, беспокойства. Эти яркие, вызывающие, грязные крас­ки призваны подчеркнуть хаос, царящий в мире города, его об­реченность. Исследователи считали, что такое восприятие горо­да сложилось у Блока под воздействием урбанистической лири­ки В. Брюсова (“сборник Urbi etOrbi”),

В стихотворении использованы различные средства художе­ственной выразительности: эпитет (“грязно-рыжее пальто”, “гулкий пляс”), метафора (“Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил”), сравнение (“Золотых, какжар, коней”). На фонетическом уровне находим аллитерацию (“Город в красные пределы”) и ассонанс (“Серо-каменное тело Кровью солнца окатил”).

Таким образом, город Блока предстает перед нами в фантас­тических, эсхатологических образах, ассоциирующихся с Апо­калипсисом. Человек здесь обездолен, несчастен, опустошен, уготовлен стать жертвой нового мира. Город – это “страшный мир” поэта. “Почему Блок писал о городе так – “в формах кри­ка, безумий и мучительных диссонансов?” Сама действитель­ность, впервые увиденная в упор, пусть еще романтически-затуманенным зрением, подсказывала содержание и мелодию сти­ха. Русская действительность на рубеже двух веков, накануне пер­вого мощного революционного взрыва, потрясшего старую Россию и предопределившего ее судьбу, сама была полна безу­мий и диссонансов.

Все в ней было смутно и хаотично, все было в брожении и движении”.

Произведение мы можем рассматривать в контексте опреде­ленной городской лирики Блока – стихотворений “Последний день”, “По городу бегал черный человек”, “Повесть”, “Вечность бросила в город”, “Гимн”, “Обман”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Город в красные пределы…”