Анализ стихотворения Блока “Город в красные пределы…”
Стихотворение “Город в красные пределы…”. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение “Город в красные пределы…” было написано А. Блоком в 1904 году. Оно посвящено близкому другу поэта Е.П. Иванову.
Образы из этого произведения затем были использованы Блоком в его статье “Безвременье”.
Стихотворение представляет собой характерный блоковский образец урбанистической лирики. Оно открывается впечатлением героя, переданном в метафоре:
Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Затем герой как будто детально исследует Город, находя все новые и новые подтверждения своего первоначального впечатления:
Стены фабрик, стекла окон,
Грязно-рыжее пальто,
Развевающийся локон – Все закатом залито.
Далее все происходящее вновь обретает метафорический, даже мифологический оттенок: “Блещут искристые гривы Золотых, какжар, коней”, “Красный дворник плещет ведра С пьяно- алою водой”, “Пляшут огненные бедра Проститутки площадной”. Заканчивается стихотворение яркой деталью, перекликающейся с первоначальным впечатлением героя:
И
Таким образом, в стихотворении кольцевая композиция. У Блока преобладает здесь красный цвет – это символ тревоги, безумия, беспокойства. Эти яркие, вызывающие, грязные краски призваны подчеркнуть хаос, царящий в мире города, его обреченность. Исследователи считали, что такое восприятие города сложилось у Блока под воздействием урбанистической лирики В. Брюсова (“сборник Urbi etOrbi”),
В стихотворении использованы различные средства художественной выразительности: эпитет (“грязно-рыжее пальто”, “гулкий пляс”), метафора (“Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил”), сравнение (“Золотых, какжар, коней”). На фонетическом уровне находим аллитерацию (“Город в красные пределы”) и ассонанс (“Серо-каменное тело Кровью солнца окатил”).
Таким образом, город Блока предстает перед нами в фантастических, эсхатологических образах, ассоциирующихся с Апокалипсисом. Человек здесь обездолен, несчастен, опустошен, уготовлен стать жертвой нового мира. Город – это “страшный мир” поэта. “Почему Блок писал о городе так – “в формах крика, безумий и мучительных диссонансов?” Сама действительность, впервые увиденная в упор, пусть еще романтически-затуманенным зрением, подсказывала содержание и мелодию стиха. Русская действительность на рубеже двух веков, накануне первого мощного революционного взрыва, потрясшего старую Россию и предопределившего ее судьбу, сама была полна безумий и диссонансов.
Все в ней было смутно и хаотично, все было в брожении и движении”.
Произведение мы можем рассматривать в контексте определенной городской лирики Блока – стихотворений “Последний день”, “По городу бегал черный человек”, “Повесть”, “Вечность бросила в город”, “Гимн”, “Обман”.