Анализ стихотворения Блока “Демон”

Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском тексте, послужила демониана Лермонтова.

Стихотворение построено в форме монолога персонажа, обращенного к возлюбленной. Темный дух призывает ее откликнуться на любовный зов.

Портрет героя определяется выразительными деталями: “усталые губы” и потухший взгляд сближают мистический образ с фигурой утомленного и разочарованного человека. Оригинальная метафора “плети изломанных рук” вызывает аллюзии на врубелевское произведение “Демон поверженный”. Чувства тоски, одиночества и бессилия овладевают персонажем: он считает себя бесприютным скитальцем, блуждающим “средь чужих”.

Мятежный дух жаждет найти успокоение в “бреду поцелуев” земной героини.

Последние катрены посвящены видениям демона. Возникает далекий пейзаж кавказской деревни, притулившейся у подножия “бессмертной горы”. Картину организуют динамические образы, в которых фигурируют два детали восточного колорита: чадра и зурна.

Оба компонента “обрастают” антропоморфными характеристиками. Последние не только продолжают тему духовной и физической опустошенности, но и отражают неясные предчувствия беды: “тоскливо”, “плачет”, “стонет”.
В финальном двустишии состояние зыбкого и пассивного полусна неожиданно сменяется энергичной интонацией: дух как будто вспоминает о своей темной сущности и выдает прогноз, приправленный изрядной долей злорадства. Он обещает возлюбленной гибель жениха от “чеченской пули”.

Хотя блоковский демон называет себя “горним”, его облик лишен каких-либо существенных отсылок к неземной природе натуры, если не считать мимолетного упоминания о крыльях. Персонаж выглядит исстрадавшимся и утомившимся человеком, чуждым могущества и гордыни. Исследователи, сравнивая образ с трактовками Лермонтова и Врубеля, считают фигуру бессильного духа максимально приземленной, сближающейся с темой гибельной сущности “страшного мира”.

Лексика, выделяющая оттенки синего, лилового и желто-золотого, совпадает с колоритом работы Врубеля, изображающей поверженного духа. Для обозначения цвета поэт прибегает к возвышенным метафорам “горный закатный пожар”, “разливы синеющих крыл” и сложному эпитету “дымно-лиловые”.



Анализ стихотворения Блока “Демон”