Анализ стихотворения “Береза” Есенина С. А

“Береза”
Стихотворение “Береза” относится к ранней лирике С. Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале “Мирок” под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.
Стихотворение “Береза” по праву можно считать школой словесного рисования. Береза

– традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга.

Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: “белая береза”, “принакрылась снегом, точно серебром”, “снежною каймой распустились кисти”, “горят снежинки

в золотом огне”. Олицетворение, выраженное возвратным глаголом “принакрылась” подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день.

Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.
Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
В стихотворении принципиально важна вторая строка (“Под моим окном”), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.
Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.
Стихотворение “Береза” построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С. А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.
К образу березы С. А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры (“страна березового ситца”) и оригинальные сравнения (“как жену чужую целовал березку”). Береза для С. А. Есенина – это одновременно символ русской природы и женской красоты.

В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной – все самое светлое, чем живет человек в этом мире.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Береза” Есенина С. А