Анализ стихотворения Баратынского “Последний поэт”

Необычное произведение, созданное в 1835 г., вошло в книгу “Сумерки”. Она стала итогом зрелых размышлений автора о месте человека в мире и путях развития цивилизации. Новое явление в литературе, “Сумерки” остались чуждыми современникам, которые предпочли свести глубокую тематику стихотворений в привычную им область злободневной литературно-философской полемики. Чтобы признать достоинства загадочной книги, потребовались долгие десятилетия: не отыскав “друга в поколенье”, она нашла своего читателя лишь на рубеже XX в.

Проблематика

“Последнего поэта” выходит за пределы традиционной романтической антитезы, противопоставляющей возвышенного стихотворца низменной враждебной толпе. Идейная структура текста, в основу которого положен диалогический принцип, включает в себя два образа, имеющих отношение к поэзии: персонажа, “нежданного сына” природы, и объективного повествователя. Каждый из них может выступать субъектом речи, и с этой особенностью связаны сложности в трактовке произведения Баратынского.

Облик поэта-персонажа решен по канонам романтизма. Предмет его творчества – “благодать страстей”. Вдохновенные

песни о “любви и красоте” встречает “суровый смех” аудитории. Почему публика не принимает певца?

Его слушатели живут по новым законам: наступил век прогресса и просвещения, в котором господствуют “корысть”, польза, эффективность. Приверженцы практического подхода получают формулировку “поклонники Урании холодной”. Чуждые сладкоголосым звукам мира поэзии, они предпочитают доверять научным достижениям и доводам разума, “думам хладным”.

Персонаж оскорблен насмешливым приемом. Он намеревается жить в одиночестве, удалившись в “безлюдный край”. И здесь романтика преследуют неудачи: времена поменялись, и “на земле уединенья нет”. Стоя на скалистом берегу моря, “питомец Аполлона” вспоминает легенду о гибели поэтессы Сафо.

Героем овладевают суицидальные мысли, однако финал не приносит трагической развязки: не решившись на самоубийство, он остается на берегу – разочарованный и тоскующий.

Позиция поэта-повествователя отличается подчеркнутой объективностью, однако в тексте встречаются и прямые оценки: поведение персонажа названо “простодушным”, а художественное творчество метафорически уподобляется “ребяческим снам”.

Диалогическому началу соответствуют особенности формы. Автор чередует строфы, написанные торжественным пятистопным ямбом, с четырехстопными хореическими строками – легкими и напевными.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Баратынского “Последний поэт”