Анализ стихотворения Баратынского “Пироскаф”



Совершая длительное европейское путешествие, весной 1844 г. семья Баратынских прибыла в Италию морским путем. Трехдневное плавание прошло удачно, оставив в душе поэта восторженные впечатления. На борту марсельского корабля родилось яркое стихотворение “Пироскаф”, один из последних стихотворных текстов Баратынского.

Композиция произведения состоит из двух частей. Основная тема трех первых строф – морское путешествие. Вторая половина текста посвящена чувствам лирического “я”, а также итогам его философских раздумий.

Океан, парус, чайка, рыбацкая лодка, капитан, пароход, для именования которого избирается ныне устаревший синоним “пироскаф”, – образное наполнение стихотворной марины кажется традиционным. Однако внимательный структурный анализ приносит интересные результаты. Первым перед читателем предстает образ океана. Для его характеристики поэт использует фразу, основанную на оксюмороне: “ласка” волн наделяется определениями “дикая”, “грозная”.

Бескрайняя стихия мощна и потенциально опасна, но сейчас вполне дружелюбна

к людям.

В стихотворении отразился мотив соревнования, попыток дерзкого соперничества человека с природными силами. Характерно, что в борьбу вступают вещи и устройства, порожденные техническим прогрессом: “волнистое лоно” взрывают колеса быстрого парохода, парус ведет “томительный спор” с океаном. Показательны и особенности расстановки образов, когда капитан высится “над кормою”, а океан “глубоко” вздыхает внизу.

Детали, возникающие в морских зарисовках, связаны между собой. Их оригинальная перекличка организована при помощи лексических и иносказательных средств, сопоставленных с редкой тщательностью и высоким талантом, возможно опередившим свое время. Парус, надутый ветром, предваряет появление чайки, которая “вьется” и белеет над головами.

Значение деепричастия “рея” дополняется смыслом его омоформы-существительного, обозначающего часть мачты корабля. В следующей строфе возникает сравнение паруса с “большим крылом”, явно отсылающее к образу морской птицы.

Пейзажный фрагмент завершается выводом лирического субъекта: “набрежное скрылось”. Оказавшись в принципиально ином художественном пространстве, герой освобождается от груза прошлого, тяготившего “смятенную душу”. Вдохновленный, радостный, полный энергии, он открыт будущему и предвкушает долгожданную встречу с итальянской землей, которая кажется земным воплощением рая.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Баратынского “Пироскаф”