Анализ стихотворения Бальмонта “Воздушный храм”

Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. “Жизни податель”, дневное светило “ласкает” нежные цветы, но если “захочет”, может с легкостью разжечь степной пожар, став источником “страшного сжигающего света”. Величественный образ близок к божественному началу.

Автор, пишущий “Солнце” с заглавной буквы, называет его “бессмертным” и “животворящим”. Лирический герой-поэт, который именует

себя “сыном Солнца”, декларирует верность высокому покровителю: он клянется до самой смерти “петь” гимны “вечно молодому” патрону.

В стихотворении 1902 г. отображается гармоничная ипостась знакового образа-символа. При помощи сплетений света всесильного “горячего Солнца” вырастает чудесное видение – небесный храм. Он располагается высоко над землей и укрыт облаками, но доступен для детального наблюдения лирическому герою.

Поведение “призрачных” богомольцев соответствует традициям: паства преклоняет

колени, возносит молитвы и затем покидает святилище. Иконы в позолоченных окладах, горящие кадильницы – внутреннее убранство фантастической постройки также напоминает земную церковь. Однако сходство внешних атрибутов подчеркивает особенности атмосферы ирреального пространства – обилие света, блеска и господство тишины.

Внимание лирического субъекта переключается на загадочных богомольцев, которым поручена важная миссия создания “покрова бытию”. Невидимые фигуры, подобно странствующим проповедникам, несут земному миру благодатные дожди, живую веру и пример истинного смирения.

В двух последних катренах автор изображает картину вечернего заката, решенную по принципам символизма. Пара ярких однокоренных эпитетов – “запредельный” и “беспредельный” – призвана охарактеризовать высокую и прекрасную, но непосильную для человеческого познания сущность Солнца. Мощь светила преображает портрет унылой “пленной” земли, на которую снисходит отблеск горней красоты. “Светлая пыль” на фоне желтых полей – отражение роскошной позолоты воздушного здания.

Основываясь на классической антитезе небесного и земного, Бальмонт трактует вечное противостояние как противоборство духовного и бездуховного, сил космоса и хаоса. Образ заоблачного храма становится центром, “местом силы”, способным озарить земную жизнь радостным светом божественной любви.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бальмонта “Воздушный храм”