Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Когда разгуляется…” в 11-м классе
1. Подготовка к восприятию художественного текста
Слово учителя. “Когда разгуляется…” – кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б. Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.
Чтобы нам легче было войти в художественный мир стихотворения, вызовем в своем воображении картину хмурого, холодного, дождливого дня. Что чувствуем? Что помним из своего личного опыта?
Действительно, когда зарядит
Когда на исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава…
Ты чувствуешь, что с
Что за сила заключена в этих стихах, почему они так притягивают? Какие струны нашей души затронул поэт своими предельно простыми и в то же время бездонно глубокими словами? Каким путем поэт вовлекает нас, читателей, в орбиту своих мыслей, чувств, переживаний?
Наконец, почему именно это стихотворение – кульминация цикла? Попытаемся ответить на эти вопросы, включив наши первоначальные и пока еще не осознанные ассоциации в анализ стихотворения.
2. Чтение стихотворения “Когда разгуляется…”
– Текст стихотворения прочтите про себя – это даст возможность каждому из вас вслушаться, вдуматься именно в ваши переживания, вызванные поэтическими строками.
3. Анализ поэтического текста
– О чем это стихотворение, какова его тема?
На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых.
– Но в заключительных строфах появляется образ собора. Случайно ли появление именно этого образа в художественной структуре произведения?
Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении.
– Но перед тем как приступить непосредственно к работе над текстом, послушаем историко-культурный комментарий к понятию “христианский собор” . (Проверка индивидуального домашнего задания.)
Собор – крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает. Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в свое время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии.
Основной цвет в отделке любого собора – золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее “внутренность” собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зеленый, то есть чистые, светлые тона.
– А теперь посмотрим, как Б. Л. Пастернак подготавливает нас к появлению в заключительных строках стихотворения “Когда разгуляется…” образа собора. Прочитайте первую строку. Какие цветовые ассоциации у вас возникли?
Большое озеро как блюдо…
Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет – озеро. Обычно, когда мы вызываем в своем воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета – цвета неба, отраженного в нем.
– Как следующие строки первой строфы подтверждают наши ассоциации?
Уже следующие строки отсылают нас к небу:
За ним скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.
– Какая цветовая гамма “спрятана” автором в данных строчках?
Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова “сияние” и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя.
Слово учителя. Сделаем выводы.
Мы прочитали только первую строфу, а ассоциативный план уже вызвал в нашем сознании ощущение чистоты, торжественности, которое, как своеобразный камертон, настроил нашу душу на нужную тональность. Это ощущение подпитывается и следующими строками:
По мере смены освещения
И лес меняет колорит:
То весь горит…
– Горит… Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, емкая, богатая метафора. Какие ассоциации она рождает в вашем воображении?
Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия)…
– Прочтите третью и четвертую строфы. Как вы считаете, какой образ в них можно назвать центральным, объединяющим все другие?
Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава.
Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зеленый?) – все эти образы собраны автором в один-единственный – но какой! – Живопись. Сколько легкости, движения, жизни в этом сравнении!
– Теперь вы самостоятельно сможете сделать следующий шаг в постижении авторского замысла, поскольку именно от данного сравнения автор перебрасывает мостик к образу собора. Как он это делает?
Живопись – в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы:
Как будто внутренность собора –
Простор земли…
– Но почему простор земли сравнивается с внутренностью именно собора?
Собор – это Дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.
Слово учителя. Попытаемся почувствовать это состояние лирического героя, постараемся испытать вместе с ним чувство благодарности Богу за то, что живем, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.
Теперь, когда мы с вами психологически настроены на нужную автору волну, заключительным аккордом звучит последняя строфа, звучит как откровение, как молитва:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт дает возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.
4. Наедине с текстом
– Чтобы еще раз прикоснуться к художественному миру Б. Л. Пастернака, останьтесь со стихотворением “один на один”, перечитайте его спокойно, молитвенно.
Автора могут упрекнуть в том, что на уроке ни разу полностью не звучит текст стихотворения. Действительно, произведение ученики читают про себя, как при знакомстве с текстом, так и на заключительном этапе, – это входит в замысел урока. Убеждена, что стихотворение “Когда разгуляется…” относится к тем поэтическим вещам, которым чтение вслух, пусть даже в исполнении учителя, только повредит.
Читать его нужно медленно, вдумчиво, Про себя.
Домашнее задание
Письменная творческая работа на тему “Стихотворение Б. Л. Пастернака “Единственные дни”. Восприятие, истолкование, оценка”.