Анализ стихотворения Ахматовой “Все мы бражники здесь, блудницы…”

В конце декабря 1911 года в Санкт-Петербурге открылся арт-подвал “Бродячая собака”. Достаточно быстро он стал центром культурной жизни столицы Российской империи. В нем собирались представители различных творческих профессий и направлений в искусстве. Открыл заведение антрепренер Борис Константинович Пронин (1875-1946).

Для росписи стен кафе он пригласил известного художника Сергея Юрьевича Судейкина (1882-1946). В подвале устраивались лекции, спектакли, музыкальные и поэтические вечера. До начала Первой мировой войны главенство в “Бродячей

собаке” принадлежало акмеистам, исполнявшим роль имперской богемы.

Зачастую они приезжали в заведение после двенадцати ночи, а покидали его лишь под утро. Закрылся арт-подвал в марте 1915 года. Официальная причина – нелегальная продажа алкогольных напитков. Скорей всего, в действительности “Бродячая собака” прекратила существование из-за финансовых проблем.

Несмотря на то, что кафе проработало всего около четырех лет, оно успело стать одним из символов Серебряного века. Нередко арт-подвал фигурирует в литературных произведениях. Несколько стихотворений, посвященных ему, есть в творчестве

Ахматовой.

Среди них – “Все мы бражники здесь, блудницы…”, созданное в 1913 году и входящее в сборник “Четки”.

В произведении описывается рядовой вечер в “Бродячей собаке”. Название заведения не упоминается, но его легко опознать буквально по паре характеристик – “на стенах цветы и птицы томятся по облакам”, “навсегда забиты окошки”. Лирическая героиня прекрасно осознает и свою греховность, и греховность остальных завсегдатаев кафе. В финале текста появляется мотив гибельной пляски.

При этом танцующая девушка представляет собой двойник героини, надевшей узкую юбку, чтобы казаться стройней, понравиться мужчине с черной курительной трубкой. Фактически Ахматова рисует пир во время чумы. Несколько лет назад страна пережила Русско-японскую войну.

За ней последовала первая в империи революция, которая не привела к полному разрешению социального напряжения. Пока страна находилась в кризисе, посетители “Бродячей собаки” пили и веселились. Впрочем, Анну Андреевну не устраивает не пир во время чумы как таковой, а то, что он со временем стал банальностью и пошлостью.

И от обычности греха лирической героини становится так тошно, как будто ей смертного часа приходится ждать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Ахматовой “Все мы бражники здесь, блудницы…”