Анализ стихотворения Ахматовой “Стихи о Петербурге”

Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуацию Анна Андреевна уехала только по настоянию врачей.

При этом при первой же возможности Ахматова вернулась – поздней весной 1944 года. Во втором ее сборнике – “Четки” – есть небольшой цикл под говорящим названием “Стихи о Петербурге”. В его состав вошли всего два стихотворения, написанных в 1913

году. В первом произведении, состоящем из восьми строк, на передний план выходит изображение Северной столицы.

Поэтесса упоминает два известных топонима – величественный Исаакиевский собор, облаченный в литое серебро, и памятник Петру I работы Фальконе, известный как Медный всадник. Во второй строфе Ахматова переходит от парадного Петербурга к Петербургу фабричному и окраинному. В этом городе гуляет душный и суровый ветер, сметающий с черных труб гарь.

Похожий образ встречается в урбанистической поэзии Блока. Северная Венеция в апокалипсических

декорациях оказывается не по нраву ее основателю.

Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве “сокровищницы любовной памяти”. Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице.

Арка эта, кстати, – топоним весьма примечательный. Она фигурирует в повести Мандельштама “Египетская марка” 1927 года, когда идет перечисление мест, которые петербуржцы чаще всего предпочитают для назначения свиданий. Осип Эмильевич характеризует ее как невзрачную и неспособную даже дать приют от дождя. В стихотворении “Сердце бьется ровно, мерно…” также упоминается Летний Сад – топоним, достаточно часто встречающийся в лирике Ахматовой разных лет.

Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева, которая в поэтическом мышлении 1910-х годов нередко связывалась с Летой – рекой забвения из древнегреческой мифологии. Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом.

Северная столица – это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Ахматовой “Стихи о Петербурге”