Анализ стихотворения Ахматовой “Кого когда-то называли люди…”

В 1965 году был издан последний прижизненный сборник Ахматовой, получивший название “Бег времени” и выступивший в роли своеобразного подведения итогов долгого творческого пути поэтессы. Спустя несколько месяцев после его выхода в свет Анна Андреевна умерла в санатории, расположенном в подмосковном Домодедово. “Бег времени” довольно долго шел к читателю. Несколько раз его редактировала сама Ахматова. На содержание первого издания значительное влияние оказали замечания советских цензоров.

В итоге авторский вариант книги увидел

свет по прошествии почти полувека со дня смерти Анны Андреевны. Сборник, составленный в соответствии с множеством архивных документов, выпустил в 2013 году “Лениздат”.

В книгу “Бег времени” вошло стихотворение “Кого когда-то называли люди…”, написанное в 1945 году. В свое время советская цензура оставила от него только последние четыре строчки, что вполне объяснимо. В первой части текста речь идет об истории Христа.

Давным-давно, много веков назад люди называли его “Царем в насмешку” и “Богом в самом деле”. Орудие, при помощи которого Иисуса пытали и убивали, – крест –

теперь согрето теплом груди лирической героини произведения. Смерть настигла и тех, кто наблюдал за трагической кончиной сына Господа, – сплетниц-старух, солдат, римского прокуратора Понтия Пилата, принявшего роковое решение. С годами превратились они в вино, пыль жаркую и запах роз.

Не знающее жалости время всех перемололо, всех уничтожило – и грешников, и праведников. Каким бы ни был человек, конец один – смерть. Всеразрушающий бег времени – одна из ключевых тем поздней лирики Ахматовой. Поэтесса многое пережила – Великую Октябрьскую революцию, две мировые войны, гонения со стороны советской власти, смерти мужей и скитание единственного сына по лагерям.

Ее лирическая героиня обрела мудрость, стала чаще задумываться над смыслом человеческой жизни.

Последняя строфа стихотворения – ударная. Не только люди смертны, свой срок жизни есть и у вещей: “истлевает сталь”, “крошится мрамор”, “ржавеет золото”. Впрочем, существуют и вечные явления.

Самой прочной на земле Ахматова называет печаль. Самым долговечным – слово, которое она наделяет ярким эпитетом “царственное”. Подобные мысли встречаются в стихотворении Бунина “Слово”, созданном в 1915 году. Велика вероятность, что Анна Андреевна была знакома с этим произведением.

По мнению Ивана Алексеевича, речь – бессмертный дар, и нет у людей иного достояния. “Молчат гробницы, мумии и кости”, лишь слову дана жизнь, “на мировом погосте” звучат только Письмена.

Рано или поздно любой вещи приходит конец, у настоящего искусства срока годности не бывает. Царственное слово способно не просто вступить в битву со временем, но и выйти из нее победителем. Для этого оно должно быть правдивым, выстраданным, искренним.

В период с 1923 по 1934 год лирика Ахматовой – ни новая, ни старая – практически не издавалась. В 1946 году вышло знаменитое постановление о журналах “Звезда” и “Ленинград”. Согласно тексту документа, Анна Андреевна – представительница безыдейной поэзии, чуждой советскому народу, ее творчество пропитано “духом пессимизма и упадничества”.

Долгие годы в СССР Ахматова жила в состоянии так называемой “внутренней эмиграции”, не нужная собственной стране. Тем не менее, она продолжала писать. Лирика ее была обращена в вечность. Поэтесса осознавала свою высокую писательскую миссию, что давало ей силы творить, несмотря ни на что, невзирая на отсутствие широкого признания.

Поэтому ее “царственное слово” заслужило место в веках, в мировой культуре.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Ахматовой “Кого когда-то называли люди…”