Анализ стихотворения Ахматовой “И вот одна осталась я…”
В апреле 1921 года издательство “Петрополис” выпустило тиражом в тысячу экземпляров четвертый сборник Ахматовой “Подорожник”. В него вошло стихотворение “И вот одна осталась я…”, датированное 1917 годом. В произведении главенствуют интонации жалобных песен, что роднит его с фольклорными текстами, создававшимися в жанре плача. Лирическая героиня, покинутая друзьями, осталась одна на всем белом свете.
Она навсегда прощается с родными людьми, которых песней не скликать, слезами не вернуть. Остается только вечером поминать
Важную роль в стихотворении Ахматовой играет образ лебедя, явно имеющий фольклорные истоки. Эта красивая благородная птица – одна из самых почитаемых у русского народа, причем было так с давних времен. Часто в народном творчестве встречается связка “гуси-лебеди”. Нередко в фольклорных сюжетах фигурирует превращение лебедя в прекрасную девушку.
На протяжении многих веков образ использовался в свадебных обрядах. Невеста ассоциировалась с лебедью, жених – с соколом. В мифологии разных народов мира, как правило, лебедь выступает
Также он считается птицей поэтов. Достаточно вспомнить хотя бы крылатое выражение “лебединая песнь”, означающее последнее значительное произведение талантливого человека. У Ахматовой образ лебедя появляется уже в ранней лирике.
Сначала он преимущественно связан с супружеством. В стихотворении “И вот одна осталась я…” символика его меняется. На первый план выходит другое значение – лебедь как птица поэтов.
Рассматриваемый текст, скорей всего, написан под влиянием событий, произошедших в жизни самой Ахматовой. 1917 год действительно прошел для нее под знаком одиночества. Первым за границу отбыл ее возлюбленный Борис Васильевич Анреп, так и оставшийся в Великобритании на постоянной основе.
В середине мая Петроград покинул супруг Анны Андреевны – Николай Степанович Гумилев. Через Швецию и Англию он отправился во Францию. Положение поэтессы усугубляла и тяжелая ситуация, сложившаяся в Российской империи, – не подошла к концу кровопролитная Первая мировая война, а в 1917 году страна успела пережить два политических переворота.
При этом Ахматовой еще только предстояло узнать – дальше будет только хуже и хуже.
- “Мне осталась одна забава…” анализ стихотворения Есенина “Мне осталась одна забава…” – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале “Гостиница для путешествующих в прекрасном”. В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешел к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким […]...
- Анализ стихотворения Есенина “Мне осталась одна забава…” Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “У меня есть улыбка одна Жизнь очень часто преподносит сюрпризы, и в этом в свое время смогла убедиться Анна Ахматова, которая не предполагала, что сможет кардинально изменить свое отношение к Николаю Гумилеву. Она выходила за него замуж без любви, считая, что приносит себя в жертву хорошему другу ради того, чтобы он больше не предпринимал попыток самоубийства. Однако прошло несколько лет, […]...
- Анализ стихотворения Я. П. Полонского “Лебедь” В стихотворении “Лебедь” рассказывается о судьбе одинокого, прирученного для развлечения царственного лебедя, который томится в неволе и мечтает о свободном полете, и о том, какую же тогда “он песню вдохновенную споет”. Вчитываясь в поэтические строки, невольно замечаешь, что опорным словом всего повествования является слово “лебедь”. Литературоведы полагают, что поэзия Я. П. Полонского свободна от символов, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Согражданам” Стихотворение “Согражданам” открывает пятый сборник Ахматовой “Anno Domini MCMXXI”, выпущенный в 1922 году. Советская цензура вырезала страницу с ним практически из всех экземпляров тиража книги. Чем же не угодила Анна Андреевна властям? Поэтесса говорит от лица всех жителей Северной Венеции (везде употреблено местоимение “мы” и его производные). Пребывание в любимом городе противопоставляется свободе, которой больше […]...
- “Поэзия – одна великолепная цитата” (по лирике А. Ахматовой) Серебряный век русской литературы немыслим без творчества Анны Ахматовой. Ее поэзия – своеобразный гимн женщине. Героини Ахматовой реалистичны, и каждая читательница может найти в этих образах что-то близкое. Стихотворение “Сжала руки под темной вуалью” является одним их первых в сборнике миниатюр, в нем очень эмоционально обрисовываются эпизоды жизни и любви героини. Ключевые детали стихотворения несут […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Данте” Образ великого итальянского поэта Данте Алигьери, оказавшего огромное влияние на мировую культуру, занимает важное место в творчестве Ахматовой. В стихотворении “Муза”, написанном в 1924 году, упоминается “Ад” – первая часть “Божественной комедии”. В последних строках произведения лирическая героиня спрашивает свою Музу, не она ли диктовала Данте “страницы Ада”, и получает утвердительный ответ. Здесь важно употребление […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я не знаю, ты жив или умер…” В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева. Буквально через несколько месяцев он охладел к молодой супруге. Вскоре после появления на свет сына Льва, рожденного в 1912, муж и жена договорились не интересоваться интимной стороной жизни друг друга. Официально поэты развелись уже после Великой Октябрьской революции – в 1918 году. До расторжения брака у обоих […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как белый камень в глубине колодца…” В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Выпущен он был вполне солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Так как вышла книга в период для Российской империи весьма трудный, то должного внимания со стороны профессиональных критиков ей не досталось. Сама Анна Андреевна считала, что лирику “Белой стаи” не […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Вечерние часы перед столом…” В стихотворении “Вечерние часы перед столом…” А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний лирической героини. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я гибель накликала милым “Я гибель накликала милым…” – стихотворение, входящее в сборник “Anno Domini MCMXXI”. Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга и величайшего поэта Серебряного века Блока. Практически сразу после его смерти стала известна еще одна ужасная новость – по обвинению в заговоре против советской власти […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Дверь полуоткрыта…” В 1912 году издательство “Цех поэтов” выпустило дебютный сборник Ахматовой “Вечер” тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение “Дверь полуоткрыта…”. Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я пришла к поэту в гости В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской магнетизм, а аура самой загадочной и непредсказуемой поэтессы лишь усиливала это впечатление. Впрочем, нашелся один мужчина, который сумел противостоять чарам Анны Ахматовой, и им оказался […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Уединение” В сентябре 1917 года в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой под названием “Белая стая”. Несмотря на тяжелые для России времена, первый тираж был раскуплен достаточно быстро. По мнению многих критиков, в этой книге появляются новые для творчества Анны Андреевны черты. В частности, отмечается усиление влияния лирики Пушкина. Кроме того, Ахматова больше внимания уделяет происходящим […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Бессонница” В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой “Четки”, закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение “Бессонница”. Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает […]...
- “Мне голос был” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Мне голос был”, написанное в 1917 году, вошло в сборник “Белая гвардия”. В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины. Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись, насколько ее внутренний мир – хрупок и нежен. Так как поэтесса всю свою душу вкладывала в поэзию, в свое творчество. В этом произведение, которое она впоследствии, после […]...
- Анализ стихотворения Бродского И. А. “На столетие Анны Ахматовой” Стихотворение И. А. Бродского “На столетие Анны Ахматовой” посвящено памяти поэтессы, которую поэт считал своей наставницей в литературе. Известно, что И. А. Бродского и А. А. Ахматову при жизни связывали теплые отношения. И. А. Бродский входит в ленинградский ахматовский поэтический кружок – группу молодых поэтов, опекавших Анну Андреевну в последние годы ее жизни. Кроме И. […]...
- Анализ стихотворения А. Ахматовой “Но я предупреждаю вас…” В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности ее внутреннего духовного строя, ее личности, ее поэтики. Вспомним определение поэзии, данное Пушкиным: “союз волшебных звуков, чувств и дум”. Если у одних поэтов в стихах доминируют звуки, то у Ахматовой. Как и у Пушкина, – поэтов с гармоническим мироощущением, поэтов, способных преодолеть, победить […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой “Белая стая”, считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Анне Ахматовой” Ахматова и Пастернак – два безусловных гения русской поэзии двадцатого столетия – впервые встретились в 1922 году. Если особо не вникать в специфику их отношений, то кажется, что они были связаны крепкой дружбой. Подтверждением этому служат фотоснимки и книги с дарственными надписями, обмен комплиментами, стихотворения-посвящения. На деле – все гораздо сложнее. Заочно Анна Андреевна о […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Голос памяти” На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, – не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Белый лебедь” Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из ярчайших представителей символизма довольно часто прибегал к приему, который давал ему возможность при помощи образов передать свои чувства и настроения. Одним из знаковых произведений этого […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости…” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Мы не умеем прощаться…” Взаимоотношения Анны Ахматовой и Николая Гумилева складывались непросто, и к концу 1916 года пара приняла решение расстаться. Ахматова поняла, что упустила тот момент, когда могла раз и навсегда покорить сердце этого мужчины. Сам же Гумилев считал, что жена должна заниматься ведением домашнего хозяйства, а не пропадать на заседаниях литературных кружков. Но до официального развода остается […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как площади эти обширны…” Уже состоя в официальном браке с Гумилевым, Ахматова познакомилась с художником Борисом Васильевичем Анрепом. Их роман был страстным, но длился недолго. К тому же, встречаться удавалось довольно редко – постоянно мешали внешние обстоятельства. Окончательно прекратились отношения в 1917 году. Анрепу не понравились произошедшие в Российской империи политические перемены. В итоге им было принято решение эмигрировать […]...
- “Сад” анализ стихотворения Анны Ахматовой Стихотворение “Сад” Анны Ахматовой – необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было лишь 22 года. Начиная анализ стихотворения, сразу можно выделить главное: сюжет произведения основан на сопоставлении. Главной темой является увядание природы и вместе с ней человеческой […]...
- “Рыбак” анализ стихотворения Анны Ахматовой Большую славу Анне Ахматовой принес ее первый сборник поэзий “Вечер”, выпущенный в 1912 году. В этот период жизни Анна Ахматова знакомится с Александром Блоком, черты которого угадываются в стихотворении “Рыбак”, по предположению исследователя Добина Е. С. Анализ стихотворения “Рыбак” раскроет некоторые тайны поэтессы и позволит прикоснуться к ее мыслям и чувствам. Тема произведения любовная, поскольку […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Черная вилась дорога Творчество Анны Ахматовой при ее жизни никогда не рассматривалось в христианском ключе. В начале 20 века литератора и религия считались понятиями несовместимыми, а позже анализировать стихи с точки зрения их духовной составляющей являлось признаком дурного тона. Видимо, по этой причине Анна Ахматова никогда не афишировала свои религиозные взгляды, хотя в наши дни можно с уверенностью […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Сразу стало тихо в доме…” Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. Роман оказался страстным, но недолгим. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений. Одно из них – “Сразу стало тихо […]...
- “Сероглазый король” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Сероглазый король”, относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения, продолжается до сих пор: ни один из мужчин, находящихся в окружении Ахматовой в это время не подходит под описание “короля”. Критики склонны сойтись во мнении, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как люблю, как любила глядеть я…” В творчестве Ахматовой важную роль всегда играла тема Петербурга – любимого города поэтессы. Северную столицу она не хотела покидать даже после начала Второй мировой войны. Уехать уговорили врачи, обеспокоенные ее состоянием здоровья. Так Анна Андреевна оказалась в эвакуации в Ташкенте. Впрочем, вернулась Ахматова при первой же возможности – уже в мае 1944 года, спустя короткое […]...
- Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Ива” Это стихотворение было написано Анной Ахматовой в 1940 году. Его можно рассматривать с 2 сторон. Во-первых – это историческая сторона. Уже довольно много времени прошло с революции 1917 года, сменился режим. Теперь страна уже не та, которая была в годы ее юности. В стране правит социалистический строй, самый пик правления Сталина и наибольшую силу приобретает […]...
- Анализ стихотворения “Я пришла к поэту в гости…” Ахматовой А. А “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости… ” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. “Белая ночь” – одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений – возможности прошлого, настоящего и будущего, сходящиеся как химические элементы в постоянно меняющихся гибридных комбинациях с непредсказуемыми свойствами – как основа человеческого опыт рассматривается как важное […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Вечерние часы перед столом “Четки” – второй сборник Ахматовой, выпущенный издательством “Гиперборей” впервые в 1914 году. Именно эта книга сделала поэтессу по-настоящему известной. Основная черта творчества Анны Андреевной – “скупость слов” – выявилась еще в сборнике “Вечере” (1912). В “Четках” к ней прибавилось сокращение объема эмоций и поводов для повествования, что вкупе давало необычную интимность. Стихотворения Ахматовой позволяют чувствовать […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Наследница” В начале 1920-х годов Чуковский прочел лекцию “Две России”. Впоследствии она стала основой для его статьи “Ахматова и Маяковский”. Корней Иванович назвал Анну Андреевну бережной наследницей всех богатств дореволюционной словесной культуры России. Среди ее литературных предков он обозначил Пушкина, Баратынского, Анненского. В творчестве поэтессы Чуковский обнаружил “ту душевную изысканность и прелесть, которые даются человеку веками […]...
- Анализ стихотворения “Слаб голос мой…” А. Ахматовой Стихотворение “Слаб голос мой” написано весной 1913 года. Оно входит в сборник “Белая стая” (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: “Вечер”, “Четки”, “Подорожник”, “Anno Domini”) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Это стихотворение, как и многие другие, о любви. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Разлука” В 1917 году издательство “Гиперборей” выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”, достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала внимание на ее стилистическом отличии от предшествующих работ поэтессы – “Вечера” (1912) и “Четок” (1914). Например, Слонимский отмечал в лирике “Белой стаи” “новое углубленное восприятие […]...