Анализ стихотворения Ахматовой “Цветов и неживых вещей…”
Стихотворение “Цветов и неживых вещей…”, датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево – имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится о сельском доме, описываются приметы его повседневного быта.
В рассматриваемом тексте Анна Андреевна раскрывает перед читателями красоту обыкновенных вещей и прелесть простой деревенской жизни. Взгляд лирической героини скользит от груды овощей, оставленной на грядке, к парникам, с которых снята рогожа.
Ничем не примечательный водоем в тексте Ахматовой приобретает особенную прелесть, ведь тина на нем “на парчу похожа”.
“Цветов и неживых вещей…” – высказывание поэтессы, осознающей всю прелесть деревенского бытия и уставшей от суетливой городской жизни. В молодости Анна Андреевна нередко коротала время в знаменитом петербургском арт-подвале “Бродячая собака”, где собирались представители богемы. Кафе принимало приверженцев разных направлений в искусстве: футуристов, акмеистов, символистов. Природа, описанная в стихотворении “Цветов
Примечательна финальная строфа рассматриваемого текста. В ней появляется мальчик, живущий в мире таинственном и немного сказочном. Сообщая лирической героине об обитателях пруда, он волнуется, боится. Предельно обострены его чувства, необыкновенно сильна его вера в явления загадочные, необычные.
Мягкая насмешка, используемая Ахматовой в финальном четверостишии, позаимствована поэтессой у Андерсена и Диккенса. Героиня анализируемого текста уважает тайну, поведанную парнишкой. Ей явно импонирует непосредственность, свойственная мальчишке.
Небольшое стихотворение “Цветов и неживых вещей…” Анна Андреевна включила в свой второй сборник “Четки”. Впервые он увидел свет в марте 1914 года. Издательство “Гиперборей” выпустило книгу внушительным по тем времена тиражом – более тысячи экземпляров. Через несколько месяцев после ее выхода началась Первая мировая война.
Ахматова искренне полагала, что из-за этого сборник затеряется, не дойдет до читателей. К счастью, она ошибалась. До 1923 года тираж “Четок” допечатывался еще восемь раз.
- Анализ стихотворения Ахматовой “Небывалая осень построила купол высокий…” Стихотворение “Небывалая осень построила купол высокий…” написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник “Тростник”. В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы – и старые, и новые – практически перестали публиковать. Композиция анализируемого текста напоминает незавершенное стихотворение Пушкина “Осень”, датированное 1833 годом. У Александра Сергеевича девять строф […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “На шее мелких четок ряд…” В апреле 1921 года издательство “Петрополис” выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название “Подорожник” и напечатанный тиражом в тысячу экземпляров. В числе стихотворений, включенных в книгу, – “На шее мелких четок ряд…”. Произведение датировано 1913 годом и относится к раннему творчеству Анны Андреевны. Впервые оно было опубликовано еще до революции – в 1914 году. Тогда текст […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я гибель накликала милым “Я гибель накликала милым…” – стихотворение, входящее в сборник “Anno Domini MCMXXI”. Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга и величайшего поэта Серебряного века Блока. Практически сразу после его смерти стала известна еще одна ужасная новость – по обвинению в заговоре против советской власти […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Уединение” В сентябре 1917 года в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой под названием “Белая стая”. Несмотря на тяжелые для России времена, первый тираж был раскуплен достаточно быстро. По мнению многих критиков, в этой книге появляются новые для творчества Анны Андреевны черты. В частности, отмечается усиление влияния лирики Пушкина. Кроме того, Ахматова больше внимания уделяет происходящим […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как соломинкой, пьешь мою душу…” В конце апреля 1910 года состоялась свадьба Гумилева и Ахматовой. Долгое время Николай Степанович ухаживал за молодой поэтессой, несколько раз даже пытался покончить с собой из-за нее. Анна Андреевна будто играла с ним, то отталкивая, то вновь приближая. На их венчание не пришел никто из родственников Ахматовой, и это сильно ее обидело. Игнорирование объяснялось просто […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Наследница” В начале 1920-х годов Чуковский прочел лекцию “Две России”. Впоследствии она стала основой для его статьи “Ахматова и Маяковский”. Корней Иванович назвал Анну Андреевну бережной наследницей всех богатств дореволюционной словесной культуры России. Среди ее литературных предков он обозначил Пушкина, Баратынского, Анненского. В творчестве поэтессы Чуковский обнаружил “ту душевную изысканность и прелесть, которые даются человеку веками […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Бессонница” В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой “Четки”, закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение “Бессонница”. Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Согражданам” Стихотворение “Согражданам” открывает пятый сборник Ахматовой “Anno Domini MCMXXI”, выпущенный в 1922 году. Советская цензура вырезала страницу с ним практически из всех экземпляров тиража книги. Чем же не угодила Анна Андреевна властям? Поэтесса говорит от лица всех жителей Северной Венеции (везде употреблено местоимение “мы” и его производные). Пребывание в любимом городе противопоставляется свободе, которой больше […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Покорно мне воображенье…” Село Слепнево, расположенное в Тверской области, занимало огромное место в жизни и творчестве Ахматовой. Местное имение принадлежало свекрови поэтессы – Анне Ивановне Гумилевой. На протяжении многих лет – от момента заключения брака и до 1925 года – каждое лето Анна Андреевна приезжала туда. Именно в Слепнево написано стихотворение “Покорно мне воображенье…”, датированное июлем 1913-го. В […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Дверь полуоткрыта…” В 1912 году издательство “Цех поэтов” выпустило дебютный сборник Ахматовой “Вечер” тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение “Дверь полуоткрыта…”. Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Стихи о Петербурге” Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуацию Анна Андреевна уехала только по настоянию врачей. При этом при первой же возможности Ахматова вернулась – поздней весной 1944 года. Во втором ее […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Столько просьб у любимой всегда!…” В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Сразу стало тихо в доме…” Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. Роман оказался страстным, но недолгим. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений. Одно из них – “Сразу стало тихо […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как люблю, как любила глядеть я…” В творчестве Ахматовой важную роль всегда играла тема Петербурга – любимого города поэтессы. Северную столицу она не хотела покидать даже после начала Второй мировой войны. Уехать уговорили врачи, обеспокоенные ее состоянием здоровья. Так Анна Андреевна оказалась в эвакуации в Ташкенте. Впрочем, вернулась Ахматова при первой же возможности – уже в мае 1944 года, спустя короткое […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как белый камень в глубине колодца…” В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Выпущен он был вполне солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Так как вышла книга в период для Российской империи весьма трудный, то должного внимания со стороны профессиональных критиков ей не досталось. Сама Анна Андреевна считала, что лирику “Белой стаи” не […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как площади эти обширны…” Уже состоя в официальном браке с Гумилевым, Ахматова познакомилась с художником Борисом Васильевичем Анрепом. Их роман был страстным, но длился недолго. К тому же, встречаться удавалось довольно редко – постоянно мешали внешние обстоятельства. Окончательно прекратились отношения в 1917 году. Анрепу не понравились произошедшие в Российской империи политические перемены. В итоге им было принято решение эмигрировать […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Анне Ахматовой” Ахматова и Пастернак – два безусловных гения русской поэзии двадцатого столетия – впервые встретились в 1922 году. Если особо не вникать в специфику их отношений, то кажется, что они были связаны крепкой дружбой. Подтверждением этому служат фотоснимки и книги с дарственными надписями, обмен комплиментами, стихотворения-посвящения. На деле – все гораздо сложнее. Заочно Анна Андреевна о […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Многим” Стихотворение “Многим” датировано сентябрем 1922 года и относится к лирике на тему предназначения поэта и поэзии. В самом начале героиня произведения обозначает свой необычный статус. Себя она называет голосом толпы, жаром ее дыхания, отражением лица. Чтобы ни случилось, как бы ни было тяжело, отказа от возложенной миссии никогда не будет. В ахматовском тексте можно увидеть […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Не будем пить из одного стакана…” В 1913 году Ахматова написала стихотворение “Не будем пить из одного стакана…”, вошедшее в сборник “Четки”. По свидетельству Лидии Корнеевны Чуковской, посвящено оно Михаилу Леонидовичу Лозинскому – крупнейшему советскому переводчику. Ему принадлежат переводы на русский язык величайших мировых авторов – Шекспира и Киплинга, Сервантеса и Лопе Де Веги, Данте и д’Аннунцио, Мольера и Вольтера, Гюго […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Настоящую нежность не спутаешь…” В 1914 году издательство “Гиперборей” выпустило вторую книгу Ахматовой, получившую название “Четки”. При этом тираж по тем временам был действительно внушительным – тысяча экземпляров. Сборник закрепил за Анной Андреевной славу одной из наиболее значительных и популярных русских поэтесс начала двадцатого столетия. До 1923 года его переиздавали восемь раз. В книгу включено небольшое стихотворение “Настоящую нежность […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Подражание Кафке” С произведениями великого писателя Франца Кафки Ахматова познакомилась не позднее 1959 года. Официальных изданий на русском языке тогда еще не было. Поэтесса прочла роман “Процесс” на английском, но качество перевода ее не удовлетворило. Тогда Анна Андреевна обратилась к оригинальному тексту, но чтение на немецком оказалось для нее затруднительным. Сразу же Ахматова осознала, насколько Кафка – […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Хорони, хорони меня, ветер!…” Весной 1912 года свет увидел дебютный сборник молодой Ахматовой. “Вечер” был опубликован издательством “Цех поэтов” тиражом в три сотни экземпляров. Книга пользовалась у читателей невероятной популярностью. Практически сразу Анна Андреевна стала знаменитостью. В сборник вошли около пятидесяти стихотворений, разбитых на три раздела. Во вторую часть включена пронзительная миниатюра “Хорони, хорони меня, ветер!..”, написанная в 1909 […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “В разбитом зеркале” В 1945 году, после завершения Великой Отечественной войны, в Москву прибыл британский дипломат Исайя Берлин, получивший должность в посольстве Великобритании в советской столице. Мужчина неплохо говорил по-русски, интересовался русской литературой и философской мыслью – он родился в дореволюционной Риге, четыре года прожил в Петрограде. Переезд в Англию состоялся, когда ему было одиннадцать лет. Попав на […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Прошло пять лет – и залечила раны…” Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде, но медики настояли, чтобы 52-летняя на тот момент поэтесса, покинула любимый город. Далее последовала череда переездов – из Северной столицы в Москву, потом в Чистополь, оттуда Анна Андреевна отправилась через Казань в Ташкент. В город на Неве она вернулась при первой же возможности – в конце мая […]...
- Мемориалы А. А. Ахматовой “35 лет я прожила в одном из самых прекрасных петербургских дворцов. .. и радовалась совершенству пропорций этого сооружения XVIII столетия”, – вспоминала Ахматова. Возле музея, в саду, через 40 лет после смерти поэтессы появился необычный памятник Ахматовой. Он представляет собой часть стены с изображением фигуры поэтессы, которая величаво плывет над землей. Анна Андреевна верила, что […]...
- “Мне ни к чему одические рати…” анализ стихотворения Ахматовой “Мне ни к чему одические рати…” – программное стихотворение Ахматовой. Его очень часто цитируют. При этом не только в работах, посвященных Анне Андреевне, но и в трудах, относящихся к другим литературным деятелям и поэзии вообще. История создания Стихотворение написано в 1940 году, включено в цикл “Тайны ремесла”. Помимо него туда входят еще девять лирических произведений, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Приморский сонет” Стихотворение “Приморский сонет”, написанное летом 1958 года почти семидесятилетней поэтессой, многие литературоведы склонны причислять к шедеврам поздней лирики Ахматовой. Создавалось оно в поселке Комарово, ныне входящем в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там Анна Андреевна жила в маленьком доме, который сама называла “Будкой”. Выделил его Литфонд. Нередко к поэтессе приезжали гости, в их числе – Иосиф […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Все отнято: и сила, и любовь…” Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого Анне Андреевне пришлось лечиться в течение долгого времени. В октябре болезнь обострилась, и Ахматова отправилась в санаторий Хювинкяя. Там ее порой навещал супруг Николай Степанович […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Они летят, они еще в дороге…” Знакомство Ахматовой с Михаилом Леонидовичем Лозинским состоялось в 1911 году. Тогда он появился на одном из петербургских заседаний литературного объединения “Цех поэтов”, возглавляемого Городецким и Гумилевым. Отношениями с ним Анна Андреевна гордилась. Согласно ее воспоминаниям, Лозинский был изумительным человеком, отличавшимся “сказочной выносливостью”, “изящным остроумием”, благородством, неутомимостью в труде, преданностью дружбе. До Великой Октябрьской революции он […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как невеста, получаю…” В октябре 1915 года у Ахматовой обострился туберкулез, мучивший ее на протяжении долгого времени. Чтобы поправить здоровье, она уехала в санаторий Хювинкяя близ Гельсингфорса. Гумилев – супруг поэтессы – в тот период был на фронте, куда отправился добровольцем практически сразу после начала Первой мировой войны. Больную жену Николай Степанович поддерживал, как мог. Несколько раз он […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Сердце к сердцу не приковано…” В марте 1912 года Ахматова вошла в большую литературу, выпустив тиражом в три сотни экземпляров свой первый сборник “Вечер”. Его хорошо приняли и коллеги по цеху, и профессиональные критики. Полюбилась лирика молодой дебютантки и публике. Недаром такой популярностью пользовалась ее вторая книга, изданная через пару лет. Наиболее проницательные люди поняли, что в русской культуре произошел […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Божий Ангел, зимним утром…” “Белая стая” по праву считается наиболее значительным дореволюционным сборником Ахматовой. Ему не посчастливилось выйти во время для Российской империи невероятно трудное. Издательство “Гиперборей” выпустило его в сентябре 1917 года. Тираж для тех лет считался вполне приличным – две тысячи экземпляров. Из-за революционных событий, разрухи и голода книга не получила должного внимания, о чем сама Анна […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости…” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Смятение” В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник “Четки”. Тираж по тем временам считался весьма внушительным – 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника “Вечер” весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я не знаю, ты жив или умер…” В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева. Буквально через несколько месяцев он охладел к молодой супруге. Вскоре после появления на свет сына Льва, рожденного в 1912, муж и жена договорились не интересоваться интимной стороной жизни друг друга. Официально поэты развелись уже после Великой Октябрьской революции – в 1918 году. До расторжения брака у обоих […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Памяти друга” Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. За этим последовали ее скитания – из Москвы в Чистополь, затем в Казань. Конечным пунктом невеселого путешествия стал Ташкент. Там Ахматова находилась практически на всем […]...
- Анализ стихотворения “Я пришла к поэту в гости…” Ахматовой А. А “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости… ” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Голос памяти” На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, – не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…” Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, – “Нам свежесть слов и чувства простоту…”. В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась […]...