Анализ Стихотворения “Анчар”

Стихотворение “Анчар”.

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Анчар” было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе “Северные цветы” в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа “Раска­яние”.

Интересно заглавие стихотворения. Анчар – это ядови­тое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.

Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение “Анчар” было написано спустя три года после поражения восстания декабристов,

и в нем отразились чувства поэта. Анчар символизирует в стихотворении российское само­державие (орфоэпическое, текстуальное сходство “анчар – “а царь”).

Основной пафос стихотворения – борьба против раб­ства и деспотизма.

В основе композиции стихотворения лежит принцип анти­тезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть – это страш­ный пейзаж, описание “древа яда”, которое растет в “чахлой и скупой пустыне”. Вторая часть – описание человеческих отно­шений, отношений “раба” и “владыки”.

1) -->

Если мир природы ра­зумен (“К нему и птица не летит, И тигр нейдет…”), то челове­ческая цивилизация этой мудрости природы лишена (“Но чело­века человек Послал к анчару властным взглядом”). Одновре­менно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти. Сначала анчар “один во всей вселенной”, затем губительное действие древа смерти начинает расширяться – “яд каплет сквозь его кору”, следующий круг – ядом поражается воздух (“вихорь черный”, набежав на древо смерти, становится “тлетворным”), следующий, уже больший круг – ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в “песок горючий”), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек – “бед­ный раб”), а затем этот круг смерти становится необъятным:

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: многочисленные эпите­ты (“В пустыне чахлой и скупой”, “зелень мертвую ветвей”, “лист его дремучий”, “песок горючий”, “смертную смолу”, “хладными ручьями”, “бедный раб”, “непобедимого владыки”), сравнение (“Анчар, как грозный часовой”), метафору (“И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы”), анафору (“И зелень мер­твую ветвей, И корни ядом напоила”), синтаксический паралеллизм (“К нему и птица не летит, И тигр нейдет…”).

Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: “Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина.

Вообра­жение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штри­хами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, – хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называ­ется силой стиха.

Сила эта состоит в том, что в данной комбина­ции слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме”.

Стихотворение “Анчар” мы можем рассматривать в контек­сте таких произведений, как ода “Вольность”, послание “В Си­бирь”, стихотворение “Арион”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ Стихотворения “Анчар”