Анализ Стихотворения “Анчар”
Стихотворение “Анчар”.
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение “Анчар” было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе “Северные цветы” в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа “Раскаяние”.
Интересно заглавие стихотворения. Анчар – это ядовитое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.
Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение “Анчар” было написано спустя три года после поражения восстания декабристов,
Основной пафос стихотворения – борьба против рабства и деспотизма.
В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть – это страшный пейзаж, описание “древа яда”, которое растет в “чахлой и скупой пустыне”. Вторая часть – описание человеческих отношений, отношений “раба” и “владыки”.
Если мир природы разумен (“К нему и птица не летит, И тигр нейдет…”), то человеческая цивилизация этой мудрости природы лишена (“Но человека человек Послал к анчару властным взглядом”). Одновременно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти. Сначала анчар “один во всей вселенной”, затем губительное действие древа смерти начинает расширяться – “яд каплет сквозь его кору”, следующий круг – ядом поражается воздух (“вихорь черный”, набежав на древо смерти, становится “тлетворным”), следующий, уже больший круг – ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в “песок горючий”), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек – “бедный раб”), а затем этот круг смерти становится необъятным:
А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: многочисленные эпитеты (“В пустыне чахлой и скупой”, “зелень мертвую ветвей”, “лист его дремучий”, “песок горючий”, “смертную смолу”, “хладными ручьями”, “бедный раб”, “непобедимого владыки”), сравнение (“Анчар, как грозный часовой”), метафору (“И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы”), анафору (“И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоила”), синтаксический паралеллизм (“К нему и птица не летит, И тигр нейдет…”).
Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: “Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина.
Воображение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штрихами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, – хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называется силой стиха.
Сила эта состоит в том, что в данной комбинации слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме”.
Стихотворение “Анчар” мы можем рассматривать в контексте таких произведений, как ода “Вольность”, послание “В Сибирь”, стихотворение “Арион”.