Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Телега жизни”
Лирика А. С. Пушкина всеобъемлюща и универсальна. Она затрагивает все стороны человеческой жизни, дает ответы на множество вопросов, отражает ценные наблюдения поэта.
Одной из самых обширных тем в лирике Пушкина является, безусловно, философская тематика. Размышления и наблюдения о жизни, о законах Вселенной всегда тревожили ум поэта. Одним из ранних философских стихотворений, посвященных вопросам человеческого существования, является стихотворение “Телега жизни” (1823).
Это произведение имеет интересную форму. Поэт уподобляет
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы. Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро (“телега на ходу легка”), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать.
Пушкин с помощью эпитетов раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни: “ямщик лихой”, “седое время”.
Второе четверостишие рисует нам юность и молодость человека:
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . .
Пушкин дает нам тонкие психологические зарисовки каждого возраста. В молодости (метафора “утро жизни”) человек полон энергии, радости жизни. Он несется жизни навстречу, жаждет познать все ее радости, испить жизнь до дна. В молодости человек не думает о том, что с ним может что-то случиться.
Он – властелин мира. Юности не свойственны лень или стремление к покою. Человек гонит жизнь, кричит ей “пошел!”, ведь хочется поскорей повзрослеть, узнать и испробовать все.
В зрелости человек ведет себя уже иначе:
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Полдень жизни приносит человеку опыт. Жизнь уже “порастрясла”, то есть наставила шишек, позволила сделать множество ошибок. Теперь человек ведет себя более осмотрительно: он опасается “косогоров и оврагов”, думает, как бы их преодолеть, не попасть в них. Поэтому теперь человеку кажется, что жизнь очень стремительна, она несет много опасностей.
Можно было бы и сбавить темп, быть более осмотрительной и осторожной. Мне кажется, что такие мысли – признак приближающейся старости. Человек начинает выпадать из общего ритма, начинает отставать, бояться. Ему больше хочется покоя и стабильности, чем перемен.
Человек считает, что жизнь не поддается никаким закономерностям, а просто несется, как “дуралей”.
И вот незаметно наступает старость:
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега –
А время гонит лошадей.
Жизнь все та же: она существует по своим, высшим, законам. Человек не понимает и не осознает их, но привыкает к причудам и сюрпризам, которые она ему преподносит. “Вечер жизни” – это дремотное состояние, полусон. Человек просто едет в телеге, ожидая “ночлега”, то есть смерти.
Знаменательна последняя строка стихотворения: “А время гонит лошадей”. Несмотря ни на что, жизнь идет своим чередом. Люди умирают и рождаются – и это вечный закон природы.
Происходит круговорот, мудрая жизнь идет вперед, все предусмотрено ею и предсказано заранее.
Уподобление человеческой жизни одному дню (развернутая метафора) несет в себе очень глубокий смысл. С одной стороны, жизнь быстротечна, она пролетает, как один день. С другой стороны, человек – часть природы, Вселенной.
Он живет по одним с ней ритмам, проживает одинаковые состояния: утро – веселая молодость, полдень – разумная зрелость, вечер – спокойная, умиротворенная старость.
Примечательно, что предложения в стихотворении носит обобщенный характер (за счет личных местоимений 1 лица мн. числа). Это говорит о том, что и лирический герой относит себя к основной массе людей, которым не под силу осознать и понять законы природы. Они лишь стремятся приспособиться к жизни, привыкнуть к ней.
На мой взгляд, это подтверждает мысль Пушкина о глобальности и великой мудрости Вселенной, познать которую никому не дано.
Вообще, на мой взгляд, это стихотворение наполнено удивительной, только Пушкину присущей, гармонией, любовью к жизни, пониманием и приятием ее законов. Поэтому можно с полной уверенностью говорить об оптимистичности стихотворения “Телега жизни”.
Это произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Для его создания использована традиционная перекрестная рифмовка, сочетание мужских и женских рифм.
Все вместе делает это произведение шедевром ранней философской лирики А. С. Пушкина.