Анализ стихотворений Пушкина, посвященные поэту и поэзии. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
У Пушкина есть несколько стихотворений, посвященных поэтам и поэзии. Их пафос — в утверждении особой судьбы поэта, в небесности, неотмирности того дара, что притягивает взоры множества людей.
В стихотворении «Арион» поэт изобразил себя как волшебного певца, уподобившись древнегреческому герою-певцу Орфею, принимавшему участие в походе аргонавтов с другими героями. Но Пушкин писал о настоящем в аллегорической форме, поэтому челн, на котором они все плыли, разбился, а спасся лишь один поэт, как символ невовлеченности в борьбу
Но акцент здесь делается не на политике, а на судьбе поэта, которого берегут высшие силы, а он, зная об этом и понимая, чьим вестником является, входит в жизнь простых смертных как бы со стороны.
Похожие интонации мы можем встретить в стихотворении «Поэт». В нем прямым текстом говорится об избранничестве поэта, о его необычной доле. Он может показаться обыкновенным человеком, пока дремлет его дар, но как только он просыпается, ничто не может остановить кипение энергий. Земные богатства и почести — суета сует, поэту, созерцающему
Он проходит мимо пустых наветов людской молвы и всеми почитаемых правителей, он уединяется, чтобы настроиться на общение с высшим миром и в тишине принять чарующие звуки неба. Это и есть единственная реальность.
Переложения стихотворения древнеримского поэта Квинта Горация Флакка «Памятник» после М. В Ломоносова создали два русских автора: Г. Р. Державин, вслед за ним — А. С. Пушкин.
Пушкин уверен, что он долго будет «любезен народу», потому что он умел объективно оценивать свой талант и понимал, что, кроме него, поэтов такого масштаба в России нет.
Свою музу он призывает быть послушной веленью Божию, то есть реализовывать во всей полноте свой огромный поэтический дар. Для этого необходимо уметь абстрагироваться от преходящих мнений, не требовать наград и не быть подверженным всяческим обидам, чтобы не затемнять сознание проблемами, не относящимися к реализации своего предназначения.
«Памятник» (так часто называют стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Пушкина внешне очень похож на «Памятник» Державина, но в них есть и серьезные различия. Пушкин пишет проще, и его идеал памяти лежит более в памяти народной, нежели чем в отстраненной от всего света славе полубога-олимпийца, призываемой Державиным. Кроме этого, свою славу Державин полагает распространенной лишь среди славян, в то время как Пушкин точно знает, что его будут помнить и чтить даже такие народы, которые в его время находились в диком состоянии.
Оба поэта возносятся над толпой. но если Пушкин спускается в нее и душевно зависим от кривотолков и клеветы, то Державин, сознавая свое непреходящее значение, не обращает на нее никакого внимания. Этим он сужает поле своего творчества, но и приобретает уже при жизни черты над-жизненности.
Разберем оба стихотворения построчно и сравним между собой.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина | «Памятник» Г. Р. Державина |
Я памятник себе воздвиг нерукотворныйРечь идет о том, что памятник поэта — это его произведения и его имя, которые будут памятны благодарным потомкам. К нему не зарастет народная тропаЭтой строкой поэт подчеркивает характер своего памятника и причины его необычности. Именно в постоянной связи, в постоянном общении с приходящими к нему людьми видится поэту качество его памятника. Вознесся выше он главою непокорной Чтобы вознестись, памятнику поэта пришлось сражаться за свою самоценность, он преодолел их, но корни его — на земле, в ее страстях. Александрийского столпа. Сравнение с символом самодержавия и преодоление его придает памятнику черты земные. Это сравнение можно понять так, что памятник поэта важнее и значительнее славы всей российской государственности, что поэт вышел за пределы культурно-исторической ограниченности своей эпохи. Вместе с этим такое сравнение хорошо показывает корни пушкинского памятника, его | Я памятник себе воздвиг чудесный, вечныйПоэт считает, что его памятник вечен и обладает волшебными свойствами, чем подчеркивает свое особенное величие. Металлов тверже он и выше пирамид;Начинается раскрывание свойств памятника, происходит своеобразное пояснение, почему он чудесен и вечен. Поэт это делает, применяя преувеличенные степени, используя сравнения с самыми выдающимися явлениями на Земле. Ни вихрь его, ни гром не сломит быстроте чный, Продолжается описание свойств памятника, его надземный характер. И времени полет его не сокрушит. Даже всевластное время оказывается бессильно перед творениями поэта, этим подчеркивается его небесное происхождение и неземная слава. |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина | «Памятник» Г. Р. Державина |
рождение и существование в конкретных земных условиях. Пет, весь не умру — душа в заветной лиреПоэт точно указывает на то, что переживет его тело, — это душа, неразрывно связанная с символическим инструментом поэтического творчества — лирой. Мой прах переживет и тпенья убежит — Поэт говорит, словно знает наверняка. Слово «убежит» здесь в смысле «избежит». Нет акцента на борьбе. И славен буду я, доколь в подлунном мире Слава тут ставится в зависимость от нахождения чего-то на земле. Жив будет хоть один пиит. Это «что-то» — наличие на земле поэтов, людей, способных ценить и понимать творчество. | Так! — весь я не умру, но часть меня большая, Идет торжественное утверждение бессмертия части поэта. От тлена убежав. по смерти станет жить, Здесь акцент делается на бегство от тлена, то есть на то, что будет совершенно некое чудо, некое преодоление неизбежного. И слава возрастет моя, не увядая, Предполагается, что слава поэта будет прирастать со временем, то есть после смерти его продолжится активная жизнь его творений. i Доколь славянов род вселена будет чтить. При всей титанической значимости, утверждаемой поэтом, он считает, что его слава неразрывно связана со славой славян. Этим державинский памятник приобретает черты некоей иглы, имеющей основание в одном народе, пусть этот памятник и возвышается в космические высоты. |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина | «Памятник» Г. Р. Державина |
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, Поэт конкретизирует пространство своей славы не географически, а политически. И назовет меня всяк сущий в ней язык, Слово «язык» употреблено здесь в значении «народ». Всякий народ, живущий в России, будет знать о поэте; поэт станет символом не только русского языка, но и всей России. И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Поэт не ограничивает свою славу славянским родом, он помнит о том, что Россия — многонациональное государство. Тунгус, и друг степей калмык. Будущее России не замыкается Европой, за ее пределами находятся народы, которые со временем смогут оценить по достоинству творчество русского поэта. И долго буду тем любезен я народу, | Слух обо мне пройдет от Белых вод до Черных, Имеются в виду Белое и Черное моря. Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Географические пределы поэтической славы Державина лежат в Европейской части России. Взгляд поэта обобщен, он не различает государства и народы, связан лишь с родом всех славян. Он говорит о славянах, но ощущается отстранение поэта от людей, географические ориентиры для него естественнее. Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Здесь делается упор на определенную назидательность. Народы, населяющие указанное пространство, неразличимы с высоты памятника, видно лишь, что они «неисчетны». Как из безвестности я тем известен стал, Поэт начинает говорить о своих поэтических заслугах. Что первый я дерзнул в забавном русском слоге |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина | «Памятник» Г. Р. Державина |
Все речи поэта как бы смягчены, этим он подчеркивает свою универсальность и доступность, отсутствие всякой избранности для тех, кто может полюбить его творчество. Что чувства добрые я лирой пробуждал. Поэт близок каждому, потому что он пробуждал именно «добрые» чувства, доступные любому, кто даже не способен на геройство и судьбоносные решения. Что в мой жестокий век восславил я свободу Народная память должна обязательно оценить то, что поэт пошел против эпохи, вышел за ее пределы, указал на идеалы будущего. И милость к падшим призывал. Поэт еще раз подчеркивает все — охватность своего творчества. Он жил народной душой, поэтому не мог не воспринять лучших народных качеств. Милость — это возможность | Он делает упор на необычность «русского слога», напоминая, что многие в его время продолжали считать, будто русский язык не подходит для стихотворчества и поэтому стихи на русском языке никогда не достигнут вершины. О добродетелях Фелицы возгласить, Державин вспоминает написанную им оду «К Фелице», в героине которой Екатерина II соблаговолила узнать себя, наградила поэта и приблизила к себе. В сердечной простоте беседовать о Боге До Державина о вещах божественных было принято говорить только торжественным слогом, используя выспренние и значительные выражения. Державин первый стал говорить о высоком простым русским языком, он первый перешагнул через рамки штилей, предписанных Ломоносовым. И истину царям с улыбкой говорить. Истина существует независимо от человека. Поэт познал истину и не побоялся рассказать о ней самым великим земным властителям. Он смотрел на все |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина | «Памятник» Г. Р. Державина |
для человека не творить жестокость, даже если она оправдана и справедлива. В этой строке содержится намек на декабристов. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Поэт призывает музу слушаться велению Бога, то есть соизмеряет все свои достижения с божественным светом и беспредельностью, которая все равно значительнее самых великих человеческих успехов. Обиды не страшась, не требуя венца; Поэт проповедует гармоническое существование, лишенное стремлений к мирской славе, лишенной смысла при понимании своего истинного значения. Также нелепо бояться и всяческих обид, потому что того, кто живет для будущих эпох, нельзя обидеть как обыкновенного человека. | с улыбкой вселенского понимания, его снисхождение не было душевным участием, как у Пушкина. Истина неумолима — она просто существует. Милость, о которой пишет Пушкин, исходит по желанию человека и является в определенном смысле ее дополнением. О муза! возгордись заслугой справедливой, Поэт призывает свою музу вести себя соответственно своему таланту. Он считает, что ее устремленность ввысь и заслуги на этом пути дают ей право гордиться сделанным. Поэт смотрит вниз и видит сделанное, но он избегает взгляда вверх, что позволило бы ему понять не только свою избранность с точки зрения простого человека, но и всю ограниченность человеческих деяний перед лицом Божественного. И призрит кто тебя, сама тех презирай; Поэт прямо настаивает на презрении к тем, кто оказался неспособен понять его гений. Этим он отстраняется от части людей и расходует творческие силы на чувства, затемненные страстями. |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина | «Памятник» Г. Р. Державина |
Хвалу и клевету приемли равнодушно\Здесь идет усиление предыдущего суждения. Поэт, осознавая свое превосходство, должен быть бесстрастен и независим от непостоянных людских суждений. И не оспоривай глупца. Поэт усиливает земной характер своего творчества. Мнение глупого человека невозможно опровергнуть, потому что глупый не поймет умных доводов. Всегда есть большое искушение — постараться объяснить заведомому невежде его ошибки, но великий поэт не может тратить время и силы на мелкую полемику, он должен стоять выше нападок невежества и зависти. | Непринужденною рукой неторопливойПоэт живет в вечности и для вечности. Торопиться ему некуда. Его не терзают сомнения, и никто не может принудить его писать неправду, поэтому его рука «непринужденна».Чело твое зарей бессмертия венчай. Поэт говорит о венце бессмертия, он устраняется от людских дел и видит уготованный для себя небесный путь. Его не занимает и не донимает людская молва и перетолки. В отличие от Пушкина, он менее уязвим, потому что менее народен, меньше проникнут стихией жизни. |
Глоссарий:
— анализ стихотворения я памятник себе воздвиг нерукотворный
— я памятник себе воздвиг нерукотворный анализ
— анализ я памятник себе воздвиг нерукотворный
— анализ стихотворения пушкина я памятник воздвиг себе нерукотворный
— анализ стихотворения пушкина я памятник себе воздвиг