Анализ “Стихи о Москве” Цветаевой М. И

“Стихи о Москве”
Поэтический цикл М. И. Цветаевой “Стихи о Москве” включает в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества, написанных весной и летом 1916 года. Он воплощает характерные особенности цветаевского синтаксиса (фрагментарность, обилие тире и восклицаний), передающие взволнованное отношение лирической героини к миру, любование красотой родного города.
В цикле “Стихи о Москве” изображен дореволюционный город, главным украшением которого являются храмы. Сорок со-роков церквей, купола,

часовни, соборы изображены М. И. Цветаевой в радостном величии, на фоне колокольного звона. “Как золотой ларчик, Иверская горит”, – пишет Цветаева в третьем стихотворении цикла, имея в виду московскую чудотворную икону Божьей Матери. Празднование в честь этой иконы совершается как раз 31 марта, когда и написаны эти поэтические строки (все три первых стихотворения цикла).

Во втором стихотворении упоминается знаменитая икона “Нечаянная радость”, также посвященная Божьей Матери. На иконе изображена горница и перед нею на коленях

– раскаявшийся грешник.
Лирическая героиня стихотворения обещает своему чужеземному гостю, которому она показывает Москву, покровительство богородицы (“И на тебя с багряных облаков Уронит богородица покров”). Икона находится в Кремле, неслучайно Цветаева упоминает Спасские ворота. Но очевидно, что автора интересуют не просто архитектурные красоты Москвы, а в первую очередь православные святыни. Празднование иконы Иверской Божьей Матери происходит во время Великого Поста, о котором также упоминает Цветаева в цикле (“Ты постом
– говей, Не сурьми бровей”).
Каждое поколение бережно, как самую драгоценную святыню, передает следующему из рук в руки Москву. Однако и после смерти лирическая героиня М. И. Цветаевой не отделяет свою судьбу от образа родного города (“Мне же – вольный сон, колокольный звон. Зори ранние На Ваганькове”, “В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно…”).

Употребление древнерусского варианта слова “град” вместо современного “город” на уровне лексики подчеркивает древнюю историю Москвы.
Уже в ранней лирике М. И. Цветаевой мотив смерти является одним из ключевых. В четвертом стихотворении цикла лирическая героиня пытается представить картину своего прощания с миром. Образ смерти ассоциируется у М. И. Цветаевой с благообразием (“Сквозь легкое лицо проступит – лик”, “О, наконец, тебя я удостоюсь. Благообразия прекрасный пояс!”, “Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат”), отстраненностью (“Отцарствуют, отплачут, отгорят…

Мои глаза”) и покоем (“Паломничество по дорожке черной К моей руке, которой не отдерну”).
В пятом стихотворении цикла М. И. Цветаева называет Москву “городом, отвергнутым Петром”. Здесь имеется в виду факт переноса Петром Первым столицы из Москвы в Петербург. Однако М. И. Цветаева все равно считает Москву первым городом России.

Для нее важен православный календарь. Неслучайно в цикле упоминается Пасха, Троицын день и, наконец, Иоанн Богослов.
В восьмом стихотворении главной становится тема соборного единения (“Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный, Мы все к тебе придем”).
От картины собственных похорон лирическая героиня мысленно переносится ко дню собственного рождения. Последнее стихотворение цикла начинается и заканчивается любопытной художественной деталью – образом красной рябиновой кисти. Эта кисть в последней строфе стихотворения наделяется эпитетами “жаркий”, “горький” и символизирует страстный, импульсивный характер лирической героини. “Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть”, – пишет М. И. Цветаева.
Цикл “Стихи о Москве” создан в традициях русской православной культуры, и образ города воспринимается как символ национальной святыни. Перестав быть официальной столицей, Москва продолжает восприниматься лирической героиней как сердце родной земли, чему немало способствуют расположенные здесь православные храмы и иконы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)
Loading...

Анализ “Стихи о Москве” Цветаевой М. И