Анализ сонета Малларме “Лебедь”



Тема печальной, но, бесспорно, прекрасной судьбы поэта наиболее полно осмыслена в одном из наилучших сонетов позднего периода творчества “Лебедь”. В раскрытии темы автор прибегает к удивительным по своей интеллектуальной насыщенности и образности обобщенным символам. Создает стих метафора, которая не декламируется, а будто бы поется. Сферы объективного (лебедь, который вмерз в прозрачный лед заброшенного озера) и субъективного (поэт) переплетаются, образовывая символическую двойственность.

Обреченная на страдание душа поэта “заимствует”

из внешнего мира явления, которые способны передать ее состояние. Страшная, безграничная тоска звучит в каждом слове стиха. “Дрожащая шея” лебедя “колышется в белой агонии”, надежды больше нет, чтобы “запеть о крае овеянном мечтой и одетом в одеяние”, так как “вокруг скука и ледяные миры”.

Трагизм, характерный для героев ранней лирики поэта, сменяется здесь на мягкую, мудрую грусть. Перевод Николая Терещенко мастерски передает атмосферу стиха, его образность и логику структуры:
– Бессмертный, волшебный, скажи, невиновный, ты
– Ударами крыла сможешь ли разломить

/> – Это озеро крепкое, где виднеется сквозь запруды
– Прозрачных взлетов лед, в сиянии красоты?
– Как лебедю в жизни этот сон победить?
– Нет больше ему надежды запеть
– О крае овеянном мечтой и одетом в одеяние,
– Когда кругом скука и ледяные миры.
– Дрожащая шея колышется в белой агонии,
– Разбить бы пространство то, что в инее метели!
– Но угнетает земля, и падает крыло.
– Будто призрак, который застыл в блестящем порыве,
– Одинокий лебедь укрыл свой ясный лоб
– Презрения гордым сном в напрасном изгнании.

Владея особой духовной энергией, Малларме стремится придать поэзии магической значимости, достойной мироздания. Одиночество пробуждает у поэта пораженную гордость. Хотя лебедя, сковали “ледяные миры”, он “укрыл свой ясный лоб презрения гордым сном в напрасном изгнании”. Малларме провозглашает не презрение к окружению, а необратимость духовного восхождения и культуры.

Сама поэзия французского метра символизма – это постоянное утверждение приоритета культуры, доказательство уничтожения материи силой духа.

В мировую литературу Стефан Малларме вошел как лирик, в творчестве которого отображено сознание французской интеллигенции накануне нового столетия, ее стремление возобновить утраченное единство художника с миром. Под влиянием эстетики Малларме формировалась поэтическая мысль многих поколений (Метерлинк, Аполлинер, В. Хлебников, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ сонета Малларме “Лебедь”