Анализ смены “точек зрения”
Анализ смены “точек зрения”
“Точка зрения” – одно из опорных понятий современного учения о композиции. Сразу стоит предостеречь от Характернейшей ошибки неопытных филологов: понимать термин “точка зрения” в бытовом значении, дескать, у каждого автора и персонажа своя точка зрения на жизнь. Это часто приходится слышать от студентов, но к науке это не имеет отношения. Как термин литературоведения “точка зрения” впервые появилась в конце ХIХ века в эссе известного американского писателя Генри Джеймса об искусстве
Строго научным этот термин сделал уже упоминавшийся нами английский литературовед Перси Лаббок.
“Точка зрения” – сложное и объемное понятие, выявляющее способы авторского присутствия в тексте. Фактически речь идет о тщательном анализе Монтажа текста и о попытках увидеть в этом монтаже свою логику и присутствие автора. Один из крупнейших современных специалистов по этой проблематике, Б. А. Успенский, полагает, что анализ смены точек зрения эффективен по отношению к тем произведениям, где план выражения не равен плану содержания,
Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Утес” речь, разумеется, идет не об утесе и тучке. Там же, где планы выражения и содержания неразделимы или вовсе идентичны, анализ точек зрения не срабатывает. Например, в ювелирном искусстве или в абстрактной живописи.
В первом приближении можно сказать, что “точка зрения” имеет как минимум два спектра значений: во-первых, это Пространственная локализация, то есть определение того места, откуда ведется повествование. Если сравнить писателя с кинооператором, то можно сказать, что в данном случае нас будет интересовать, где находилась кинокамера: близко, далеко, сверху или снизу и так далее. Тот же самый фрагмент действительности будет выглядеть очень по-разному в зависимости от смены точки зрения.
Второй спектр значений – это так называемая Субъектная локализация, то есть нас будет интересовать, Чьим сознанием увидена сцена. Обобщая многочисленные наблюдения, Перси Лаббок выделял два основных типа повествования: Панорамный (когда автор прямо проявляет Свое сознание) и Сценический (речь не идет о драматургии, имеется в виду, что сознание автора “спрятано” в героях, автор открыто себя не проявляет). По мнению Лаббока и его последователей (Н.
Фридман, К. Брукс и др.), сценический способ эстетически предпочтительнее, так как ничего не навязывает, а лишь показывает. Такая позиция, впрочем, может быть оспорена, поскольку классические “панорамные” тексты Л. Н. Толстого, например, обладают колоссальным эстетическим потенциалом воздействия.
Современные исследования, ориентированные на методику анализа смены точек зрения, убеждают, что она позволяет по-новому увидеть даже, казалось бы, известные тексты. Кроме того, такой анализ очень полезен в учебном смысле, так как не позволяет “вольностей” обращения с текстом, заставляет студента быть внимательным и осторожным.
Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000. С. 10.
Related posts:
- Аннотация программы летней смены “Клуб путешественников” в летнем оздоровительном лагере МОУ СОШ № 16 “Дельфин” Аннотация программы летней смены “Клуб путешественников” в летнем оздоровительном лагере МОУ СОШ № 16 “Дельфин”. Программа летней смены “Клуб путешественников” имеет туристско-краеведческую направленность. Цель программы – средствами краеведения и туризма показать уникальность и красоту родного края, способствовать формированию патриотических чувств у детей и подростков. Ребятам предлагается через участие в мастер-классах освоить элементарные туристские навыки: научиться […]...
- Причины устойчивости и смены экосистем Вопрос 1. Какое значение для устойчивости экосистемы имеет ее видовое разнообразие? Видовое разнообразие является определяющим фактором, обеспечивающим стабильность экосистемы. Чем разнообразнее пищевые цепи и сложнее их переплетение, тем устойчивее биоценоз. Действительно, в сложных цепях с большим видовым разнообразием экологические возможности разных видов дополняют и компенсируют друг друга. В результате даже при значительном изменении условий окружающей […]...
- Сюжет с точки зрения нарратологии Сюжет с точки зрения нарратологии Кроме двух описанных методик (классической и структурной), в современной науке существует и еще один подход к анализу сюжетов. Его принято называть нарратологическим, то есть подходом со стороны повествования (“наррации”). Суть этого подхода, отличающая его и от классического (система событий), и от морфологического (система мотивов), заключается в том, что текст рассматривается […]...
- Закрытие лагерной смены 1 поток Закрытие лагерной смены 1 поток. Королева Ирина Николаевна Учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 Г. Нефтекумск Ведущий: Для начала торжественного праздника, посвященного закрытию 1 лагерной смены в нашем лагере, всем отрядам занять свои места. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы в последний раз приветствуем друг друга под куполом встреч. 1 ребенок: Как не хотелось нам […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя” Как показал в своих работах исследователь творчества Достоевского М. М.Бахтин, в романах писателя появляется совершенно новый тип героя. Ученый называет его герой-идея. Такой герой определяется не столько особенностями своего характера, социальным положением или же обстоятельствами жизни, хотя все это не утрачивает своей значимости. И все же главное для героя Достоевского – это его идея, то […]...
- Анализ повести “Фаталист” с точки зрения “существует ли фатум?” (по роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова) В первых четырех повестях романа показана обусловленность характера главного героя социальной средой. Нравственный облик Печорина сложился под влиянием жизненных обстоятельств. В повести “Фаталист”, идейно замыкающей Роман, поставлен и решен художественными средствами вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Разделяете ли вы точку зрения П. Вайля и А. Гениса: “Фонвизин всеми силами изображал торжество разума…” (по комедии “Недоросль”)? Разделяете ли вы точку зрения П. Вайля и А. Гениса: “Фонвизин всеми силами изображал торжество разума…” (по комедии “Недоросль”)? Размышляя над высказыванием критиков, обратитесь к замыслу автора: продемонстрировать, согласно классицистическим канонам, торжество просветительских идей. Рассмотрите, как срывается интрига помещицы Простаковой, направленная против ее воспитанницы, а незадачливый жених Митрофанушка готов по приказу Правдина идти на службу. […]...
- Анализ стихотворения “Два великана” Лермонтова “Два великана” (1832). Стихотворение написано об Отечественной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произведение построено на аллегории: столкновение русских и французов изображено как состязание великанов: В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. У Лермонтова сюжет дан обобщенно, а главным оказывается выражение отношения поэта к соперникам. […]...
- Согласны ли вы с точкой зрения П. С. Выходцева о том, что “Василий Теркин” – это “народная героическая эпопея”? Согласны ли вы с точкой зрения П. С. Выходцева о том, что “Василий Теркин” – это “народная героическая эпопея”? Формируя размышления о жанровом своеобразии поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин”, укажите, что главный герой произведения воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Расшифруйте смысл “говорящей” фамилии центрального персонажа, рассмотрите индивидуальный характер его биографии […]...
- Урок педагогики на тему “Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения” Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 29 гор. Йошкар-Олы” Урок педагогики на тему “Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения” Подготовила Учитель – дефектолог Павлова Светлана Александровна Йошкар-Ола 2015 Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда […]...
- Разделяете ли вы точку зрения В. И. Тюпы: “В гоголевском мире и в гоголевском человеке происходит извечная борьба доброго и злого начал”? Разделяете ли вы точку зрения В. И. Тюпы: “В гоголевском мире и в гоголевском человеке происходит извечная борьба доброго и злого начал”? Размышляя над сформулированным в задании вопросом, обратитесь к философии и поэтике художественного мира Н. В, Гоголя. Отметьте, что в его ранних фантастических произведениях действуют добрые и злые силы. При этом даже черти и […]...
- Проблема зрения и зоркости души. по рассказу Слепой музыкант (Короленко В. Г.) Великий русский писатель В. Королеко в тексте ставит несколько проблем – проблему восприятия музыки, влияния музыки на человеческую душу или другими словами “зрения” и зоркости души. Но каждый ли человек способен понять музыку? Какое значение играет музыка в нашей жизни? На эти вопросы пытается ответить автор. Поставленная автором проблема актуальна и в наши дни. Музыка […]...
- Профилактика нарушения зрения у дошкольников Профилактика нарушения зрения у дошкольников “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад […]...
- Анализ лирической композиции Анализ лирической композиции Композиция лирического произведения имеет целый ряд своих отличительных особенностей. Там сохраняет смысл большинство выделенных нами ракурсов (за исключением сюжетного анализа, который к лирическому произведению чаще всего неприменим), но вместе с тем лирическое произведение имеет и свою специфику. Во-первых, лирика часто имеет строфическое строение, то есть текст разбит на строфы, что сразу сказывается […]...
- Разработка урока – конференции: “Заболевания органов зрения” Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 16 Разработка урока – конференции: “Заболевания органов зрения” Подготовила: Учитель биологии Субботина Е. В. Г. Новый Уренгой 2015 год Эпиграф: Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все восприять и снова Воплотить. […]...
- Понятие о центре тяжести Понятие о центре тяжести было впервые изучено примерно 2200 лет назад греческим геометром Архимедом, величайшим математиком древности. С тех пор это понятие стало одним из важнейших в механике, а также позволило сравнительно просто решать некоторые геометрические задачи. Именно приложение к геометрии мы и будем рассматривать. Для этого нужно ввести некоторые определения и понятия. Под материальной […]...
- Конспект занятия по формированию у детей с нарушением зрения сенсорных эталонов в старшей группе “Величина предметов” Региональный семинар Тема: “Функциональная модель коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения”. Занятия по формированию у детей с нарушением зрения сенсорных эталонов в старшей группе. Тема: “Величина предметов” Жигуновой Ольги Николаевны Учитель-дефектолог МДОУ д/с компенсирующего вида №3 Г. Балаково 24.04.2015г. Программное содержание: Учить детей ранжировать семь цилиндров по толщине и высоте в […]...
- Что такое “настоящая жизнь” с точки зрения Л. Толстого? (По роману “Война и мир”) “Настоящая жизнь”… Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Первое значение слова “настоящая” заключается в понимании жизни как жизни сейчас, в данный момент, жизни сегодняшним днем. Но в выражении “настоящая жизнь” скрыт более глубокий смысл. Наверное, перед миллионами людей не раз вставал вопрос, действительно ли их жизнь настоящая, такая, какой она и должна […]...
- Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Чья точка зрения мне ближе, Писарева или Добролюбова на образ Катерины Калинов… Городок на Волге. Может быть, это Самара или Кострома? Может быть, Тверь или Торжок? Да это и не так важно. Главное – это тот купеческий мир, который так талантливо отразил А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Стоит этот городок на высоком берегу, с которого открывается чудесный вид. Кулитин говорит, полвека живет, а такой красоты […]...
- Анализ особенностей построения сюжета Анализ особенностей построения сюжета В главе “Сюжет” мы достаточно подробно останавливались на разных методиках сюжетного анализа. Нет смысла повторяться. Однако стоит акцентировать внимание на том, что Композиция сюжета – это не просто вычленение элементов, схем или анализ сюжетно-фабульных несовпадений. Принципиально понять связь и неслучайность сюжетных линий. А это задача совершенно другого уровня сложности. Важно за […]...
- Анализ стихотворения “Мадонна” Пушкина “Мадонна” (1830). По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обобщающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: […]...
- Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы”) Калинов… Городок на Волге. Может быть, это Самара или Кострома? Может быть, Тверь или Торжок? Да это и не так важно. Главное – это тот купеческий мир, который так талантливо отразил А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Стоит этот городок на высоком берегу, с которого открывается чудесный вид. Кулигин говорит, полвека живет, а такой красоты […]...
- Какая основная морально-философская точка зрения автора в романе “Война и мир”? Победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. Толстой не только не находит ничего привлекательно в личности Наполеона, но напротив, считает его человеком, у которого “помрачены ум и совесть”. Все его поступки Толстой расценивает как “слишком противоположные добру и правде, слишком далекие от всего человеческого”. Во. многих сценах […]...
- Сочинение на лингвистическую тему: “Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определенной последовательности” Контрольный текст: (1) Мама, когда я еще не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2) Чертежи были такие красивые, а ее готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я все же испортил, какие-то циркули сломал. – (4) […]...
- Точки зрения Пушкина и Карамзина на время Смуты Смутным временем в исторической литературе принято называть период в истории России конца XVI – начала XVII века, характеризующийся социально-политическим, экономическим и династическим кризисом. Первым крупным событием Смуты считается катастрофический голод 1601-1602 годов, приведший к массовым волнениям под лозунгом свержения Бориса Годунова и к появлению самозванцев. Концом Смутного времени считается начало 1620-х годов. В монологе Пимена […]...
- Анализ стихотворения “Несжатая полоса” Некрасов “Несжатая полоса” (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа – “поля опустели” даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, “несжатой полосы”. Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: […]...
- Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […]...
- Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” (по повести В. В. Быкова “Сотников”) Описание событий в романах и других произведениях Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую […]...
- Как, с точки зрения Булгакова, выстраивается судьба человеческой личности? (по роману “Мастер и Маргарита”) В своем бессмертном романе “Мастер и Маргарита” Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Писатель раскрыл многие стороны человеческой природы, принципы устройства окружающего нас мира. Так, важнейшей темой в произведении является вопрос судьбы человека – чем она определяется, может ли человек как-то повлиять на свою судьбу? На мой взгляд, несмотря на весь мистицизм Булгакова, писатель считает, […]...
- Напишите сочинение эссе на тему: личная точка зрения о глобальной проблеме в мире! Проблемы могут быть разного типа! Срочно! Человеческое существование всегда было сопряжено со множеством проблем и рисков. Многие из этих проблем являются следствием деятельности человечества (глобальное потепление, мировой терроризм, проблемы экологии), а многие просто случайностью (астероиды, стихийные бедствия). Я решил остановиться на одной из ошибок человечества, чтобы пока еще не поздно, обратить внимание на нее и дать людям понять, что такое ответственность. […]...
- Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]...
- Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Частично он пересекается с анализом “своего” и “чужого” слова, частично – с анализом стиля, частично – с анализом художественных приемов (лексических, синтаксических, грамматических, фонетических и т. д.). Подробнее обо всем этом мы поговорим в главе “Художественная речь” . Сейчас хотелось бы обратить внимание […]...
- Анализ стихотворения “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – […]...
- Анализ стихотворения “Прозаседавшиеся” Маяковский “Прозаседавшиеся” (1922). Это стихотворение послереволюционного периода относится к сатирическим произведениям Маяковского, в котором высмеивается бюрократизм – вновь появившийся порок человеческого общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворении ведущим сатирическим приемом становится гротеск – происходит смешение реального и фантастического. Поэтом дан образ раздвоившегося человека: Взъяренный, На заседание Врываюсь лавиной Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения “Водопад” Державина “Водопад”. В стихотворении Державин возвращается к теме скоротечности бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Лирическое произведение начинается с описания водопада, поэтом дана аллегория водопад – быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, – приметы таких человеческих качеств, как злоба, кротость и гордость: Не жизнь […]...
- Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
- Анализ стихотворения “Подлиза” Маяковский “Подлиза” (1928). В стихотворении дан образ подхалима-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собственного достоинства, о человеческом облике: Этот сорт народа – Тих И бесформен, Словно студень… В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: “А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…”. Литературовед 3. Паперный писал: “Поэт судит своих противников […]...