Анализ сказки “Квакша” (Паустовский К. Г.)

Автор сказки “Квакша” К. Г. Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих произведениях очень красиво пишет о красоте окружающей природы, доброте людей. Данная сказка не стала исключением.

В ней так же описывается природа, природные явления, животный мир, показывается детская доброта, забота, ответная преданность.

Название сказки “Квакша” является персонажным.

Можно предположить, что рассказ будет о лягушке-квакше. Так оно, собственно и есть, но здесь идет не просто жизнеописание лягушки, но показываются вместе с тем и глубокие человеческие отношения.

Это произведение достаточно жизненное, сказкой его можно назвать лишь потому, что животные: лягушки и птицы здесь разговаривают между собой, размышляют, обретают человеческие чувства.

Экспозиция сказки заключается в повествовании о случившейся жаре, длинною в целый месяц, здесь идет описание всего живого: людей, природы, животных, их реакции на жару. Особое внимание уделяется здесь квакше, она в засуху не может найти себе пищу, живет в погребе.

Завязка – это то, без чего бы не было всей истории, всего действия. В данной сказке это момент, когда квакша съедает червяков Глеба, он, увидев это, задумывает наказать ее, отдав курице. Таким образом, если бы лягушка не съела червей, то всего далее произошедшего и не случилось, все шло бы своим чередом.

Развитие действий происходит следующим образом: маленькая девочка Таня защищает квакшу от курицы, вымаливает ее прощение у Глеба, сажает лягушку в банку и начинает за ней ухаживать, кормить. Глеб советует Тане поставить веточку в банку к квакше, зная, что та при приближении дождя должна будет подняться по ветке и заквакать.

Кульминацией является то, когда квакша среди ночи идет за помощью к ласточке, просит ее собрать своих товарищей и пригнать дождевую тучу, чтобы отблагодарить девочку Таню за ее доброту. Здесь есть очень трогательный момент, когда ласточка сомневается в своих силах, и почти отказывает лягушке, тут у нее из глаз в траву скатилась маленькая слеза.

Развязкой становится согласие ласточки взять на себя эту миссию, она с ее товарищами пригоняет дождевую тучу, а квакша, как ей и положено утром перед дождем, квакает, взобравшись на веточку в банке. Все радуются дождь и люди и природа.

В рассказе поставлена проблема добра и справедливости, четко прослеживается стремление к благодарности за добрые дела. Таким образом, это учит деток делать добро, любить природу, быть к ней снисходительными и мотивирует к этому добро ответное. Все в этой жизни возвращается к нам бумерангом, зло к злу, добро к добру.

Это не просто рассказ о лягушке-квакше, но и история обретения – дружбы и понимания, своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.



Анализ сказки “Квакша” (Паустовский К. Г.)