Анализ романа Жюль Верна Пятнадцатилетний капитан



Писатель работал над произведением в то время, когда его сыну Мишелю было примерно столько же лет, сколько и герою романа – Дику Сенду. Как и для всех своих романов, Жюль Верн скрупулезно выбирал место развития событий, выстраивал сюжет, а основой для работы его фантазии были заранее заботливо подготовленные карточки (записи, сделанные из газет и журналов, систематизированы по темам для его будущих книг). Перед тем как он содился за стол и начинал писать книгу, Ж. Верн четко очерчивал или для себя схему будущего романа, он уже знал завязку, развитие действий, кульминацию и развязку, очень хорошо представлял главных героев. “Пятнадцатилетний капитан” стал семнадцатым романом из серии “Необычные морские путешествия”.
Не случайно местом действия в романе (в его второй части) была избрана Африка. Это был наименее исследованный на то время континент, поэтому немало научных экспедиций было снаряжено в Африку в середине XIX века. Среди них всемирно известными были открытия знаменитого английского путешественника Дэвида Ливингстона (на его авторитетные исследования постоянно

ссылается Ж. Верн в своем романе).
Когда вторая часть романа была опубликована в издательстве Этцеля (ноябрь 1878 г.), писатель на принадлежащей ему яхте “Сен-Мишель III” (в июне того же года) путешествовал по Средиземному морю, добрался до Алжира? страны на севере Африки, где воочию увидел природу, население и культуру этого края.

О чем повествуется в романе “Пятнадцатилетний капитан”

В романе повествуется о чрезвычайной силе воли и преданности Пятнадцатилетнего юноши, который взял на себя ответственность за судьбу экипажа корабля. Сначала события произведения разворачиваются на китобойном корабле “Пилигрим”. Название корабля указывает на то, что путь путешественников будет сложным и тернистым, как и дорога паломника, святых местам.

Во время морского путешествия основной экипаж должен был выполнить следующие задачи: собрать необходимое количество ворвани (китового жира) и китового уса, а также безопасно доставить в Америку жену и сына судовладельца-миссис Уэлдон и маленького Джека.
События охватывают не только эпизоды из жизни парня-сироты, но и судьбы членов экипажа корабля “Пилигрим”, жителей и рабов городка Казонде. В произведении писатель поднимает широкий круг важных общественных, моральных и семейных проблем: свобода и насилие, добро и зло, человек и природа, ответственность за других людей.

Главные герои произведения

Главный герой произведения – пятнадцатилетний Дик Сенд. Так его назвать на честь прохожего Ричарда (уменьшительное, Дик), который принес найденыша в приют, а фамилию мальчик получил на память о месте, где его нашли, Сенд (с англ. sand – песок) – пущенная коса в устье реки Гудзон, на входе до Нью-Йоркского порта.
Главным героем романа Жюль Верна, вокруг которого разворачиваются все события, есть тот, кто всегда действует честно, мужественно, упорно. Герой писателя нередко становится вожаком, выступает на стороне обиженных. Автор выстраивает сюжетную линию так, что проблемы (недоразумения или столкновения) возникают в относительно мирных ситуациях, а в критических моментах эти проблемы обостряются и требуют немалых усилий со стороны героя для защиты прав человека и борьбы со злом.
Со слов рассказчика известно, что этот парень audens – тот, кто осмелился. Несмотря на юный возраст, он самостоятельно принимал решения и выполнял все, на что решался. Писатель указывает на различие между понятиями “смелый” и “тот, кто осмелился (то есть дерзит)”.

Первый может бездумно идти на риск, а второй всегда все тщательно обдумывает, потом уже действует, и, конечно, таким парням всегда улыбается судьба.
В произведении отражены чрезвычайно сильные и духовно зрелые личности Дика Сенда и миссис Уэлдон. Жизненным ориентиром для них является христианские ценности. Миссис Уэлдон была верующим человеком, и поскольку некоторое время она заменяла мать Дику, то учила его любить Бога.

Поэтому когда безнадежность и ужас, неумолимая морская стихия окутывали героев, единственное, что им оставалось, это полагаться на свой ум, силу духа и милосердие Божие. В момент отчаяния (в частности, после гибели капитана Гуля и его команды) миссис Уэлдон как женщина-хранитель сплачивает всех членов маленького экипажа в молитве, исключение составлял лишь Негоро. Вспомним эпизод с бурей, которая кидала корабль, как игрушку в океане однако юный капитан был несокрушимым.

Он был уверен в силе своих ловких рук и основательности тех знаний, которые успел получить от капитана: “На борту корабля он был одним из первых после Бога, а по долгу – один лишь Бог руководил ветрами и волнами”. В произведении отражены важнейшие принципы христианской морали, которые формируют жизненную позицию героев, – твердая вера в Бога, любовь и ответственность за ближнего, взаимопомощь.

Географическая и общественная особенность романа

Ход событий, связанных с судьбой экипажа “Пилигрима” (путешествия от Новой Зеландии к берегам Америки, приключения в Африке), охватывают почти полгода, а в эпилоге изображается жизнь главных героев уже через три года после пережитых приключений.
В этом романе Жюль Верн соединил рассказ о приключениях героев с интересными фактами по географии, биологии, физики. Кроме того, в романе есть немало размышлений, связанных с вопросами человеческого бытия и взаимодействия человека и природы. Значительная часть романа посвящена вопросам рабства, осуждения бездушного, дикого поведения людей.

Характеристика приключенческого романа Жюль Верна

Знаменитый романист Ж. Верн имел собственные секреты в написании приключенческих произведений, чрезвычайно популярных в XIX веке. Большинство его романов из серии “Необыкновенные морские приключения” начинаются с отправления корабля из порта. Это начало приключений для героев.

Дальше рассказчик представляет команду корабля и, как правило, ведет речь о преимуществах корабля. Образ корабля в романах Жюль Верна подчеркивает мысль автора о научном прогрессе, в частности в области инженерии (корабль в XIX веке, становится самым популярным средством осуществления путешествий, в том числе трансконтинентальных, например, между Америкой и Европой). Вместе с тем воплощает образ корабля желание человека овладеть миром, покорить морское пространство, добраться до самых отдаленных точек земного шара.

В конце концов, корабль ассоциируется с интересными путешествиями. А по мнению писателя, путешествия следует уже осуществлять лишь ради самих путешествий, ведь путешественник постоянно открывает для себя что-то новое, следовательно, его мозг постоянно работает. Поэтому человек во время странствий обогащается интеллектуально, духовно, морально, а также закаляется физически.
Излюбленным приемом нагнетания страха и усиление напряженности в романе есть предчувствие. Автор намеренно обращает внимание читателей на таинственные знаки, которые предвещают что-то плохое (например, лай Динго перед гибелью капитана Гуля и всей команды корабля во время охоты на кита). Поселившись в Амьене, Ж. Верн заботился о домашнем питомце – собаке. В романе “Пятнадцатилетний капитан” чувствуется хорошее знание автором поведения собаки.

Отношения между Динго и его хозяином – путешественником Самюэлем Верноном изображено удивительно тепло и трогательно.

Экранизация романа “Пятнадцатилетний капитан”

По мотивам романа сняты фильмы: “Пятнадцатилетний капитан”: 1945 год (режиссер В. Журавлев, Россия) и “Капитан “Пилигрима”” 1986 г. (режиссер А. Праченко, Россия).
Работа с текстом
1. Жанровая особенность романа “Пятнадцатилетний капитан”
2. Определите черты приключенческого романа в произведении “Пятнадцатилетний капитан” Жюля Верна.
3. Охарактеризуйте образ Дика Сенда в сопоставлении с другими персонажами.
4. Какую роль играет описания природы в произведении?
5. Какие важные проблемы затрагиваются в романе?
6. Назовите идеи, которые утверждаются в произведении Жюля Верна.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ романа Жюль Верна Пятнадцатилетний капитан