Анализ романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, план
Пушкин задумал свой Роман как сатиру на современной общество, но в процессе работы роман перерос в произведение о духовных исканиях молодежи XIX века.
Автор начал писать «Евгения Онегина», будучи романтиком, а закончил — реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти общественно-политические изменения также нашли отражение в книге.
Роман (бессмертное произведение) начинается с эпиграфа, далее следует посвящение Плетневу,
В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.
Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения — «собранье пестрых глав». Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет главным героем романа.
В «Евгении Онегине» Пушкин впервые в русской литературе выводит тип «лишнего человека». Он одним из первых поставил проблему
Пушкин подробно показывает условия, которые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое воспитание формируют характер Евгения и как русская среда формирует характер Татьяны. Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и определяет своеобразие реалистического характера.
В романе ярко прослеживается принцип историзма: описываемая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономерностях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятельствах.
В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь самобытным стало жанровое определение — «роман в стихах».
«Евгений Онегин» стал своеобразной пародией на романтическое произведение.
В романе сочетаются в неразделимом единстве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Байрона, и второй компонент — новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два главных героя.
Является вполне самостоятельным и образ автора, который, однако, не сливается с образом главного героя.
Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-«отповедь». Позже то же самое происходит и с Онегиным.
Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный своему ответ.
Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нарицательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важный конфликт — между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических статьях.
Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский — горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан необдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов.
Ленский — типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы.
Эта дуэль еще и испытание для Онегина — для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает толчок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его отношения с Татьяной.
Роман (бессмертное произведение) включает в себя разновидности романов, существующих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл «свободным романом».
План
Онегин получает наследство. Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время. Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием.
Приезд Онегина в деревню. Знакомство с Ленским и Лариными. Письмо Татьяны. Встреча ее с Онегиным.
Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского. Дуэль.
Смерть Ленского. Отъезд Лариных в Москву. Последняя встреча с Онегиным.