Анализ романа “Бесы” Достоевского Ф. М



Новый роман, который он начал писать под влиянием пережитого потрясения, получил название “Бесы” (1871-1872). В центре его оказался самый мрачный из художественных образов писателя – Ставрогин.
Этот персонаж (прототипом его послужил Спешнев) обладает колоссальной силой характера, умом и железной волей; он красавец, аристократ; наделен даром подчинять себе почти всех вокруг. Ho с молодых лет Ставро-гин поражен недугом безверия и пытается найти хоть какое-то приложение своим силам. Он кутит и развратничает в Петербурге; путешествует по

миру, добираясь даже до Исландии (край света в те времена), посещает православные святыни в Греции, выстаивает в храмах шестичасовые службы.

Ho если нет веры в душе, не поможет и это. Он, любимец женщин, на пари женится на убогой хромоножке Марии Лебядкиной, с тем чтобы на следующий же день покинуть ее. Он, наконец, отправляется в Соединенные Штаты, куда уезжали многие из “передовой” российской молодежи, пытаясь в новом демократическом государстве найти осуществление своих чаяний.
В Америке Ставрогин внушает двум выходцам из России, Шатову и Кириллову, две взаимоисключающие идеи. Шатову – о том, что

без веры в своего Бога народ существовать не может и что миссия русского народа – явить разуверившемуся миру сохраненный в России образ русского Бога, Христа. И если даже будет математически доказано, что истина вне Христа, надо оставаться с Христом, а не с истиной. Кириллову же – что Бог умер.

То есть, что Он забыл о людях и Его существование ничего не значит для них. Человек, осознавший это, обязан “заявить свою волю”, заменить собою Бога, стать им. А самый решительный шаг к этому – совершить самоубийство, то есть показать себя полным хозяином своей жизни.
В Швейцарии Ставрогин “от скуки” вступает в революционную организацию, созданную “мошенником-социалистом” Петрушей Верховенским (прототипом его послужил Нечаев).
Ho все это лишь предыстория романа, его экспозиция, само же действие начинается в маленьком провинциальном русском городке, где живет мать Ставрогина, генеральша, а при ней “приживальщиком” отец Петруши и воспитатель Николая Ставрогина – Степан Трофимович Верховенский.
Верховенский принадлежит к поколению “прекраснодушных” либералов 1840-х годов, которые начинали внедрять “передовые” идеи в русское общественное Сознание, но еще в цивилизованной форме, без всяких призывов к насилию. Своего сына Петрушу Верховенский видел “всего два раза в своей жизни”: как только тот родился (потом его отослали на воспитание к “каким-то отдаленным теткам”), затем в Петербурге, где сын готовился поступать в университет. Таким образом, показывает Достоевский, Степан Трофимович (как и все поколение “изящных” либералов 1840-х годов) в известной мере ответствен за появление наиболее мрачных фигур современности: омертвевшего душой атеиста и нигилиста-революционера.
Вокруг Степана Трофимовича собирается кружок местных фрондеров – “наших”. Они проводят время в разговорах на политические темы и ждут грядущих перемен. Тут-то в город и возвращаются Петруша Верховенский и Николай Ставрогин. Верховенский-младший заявляет, что приехал с поручением от тайного революционного центра в Швейцарии (“Интернационалки”) сформировать по всей России “пятерки” для подготовки революционного выступления.

Постепенно атмосфера романа сгущается и мрачные апокалиптические ноты начинают звучать все явственнее…
Тем временем своя интрига раскручивается вокруг Ставрогина. Он влюблен (или ему кажется, что влюблен) в красавицу Лизу Тушину, дочь генеральши Дроздовой. Как всякий слабый духом человек (а Достоевский показывает, что Ставрогин все же слаб духом), Николай думает, что Лиза – последнее, за что он мог бы “зацепиться” в жизни и спастись.

Он не хочет ее терять. Лиза тоже любит его. Ho в ожидании Ставрогина в город давно уже переехали Марья Тимофеевна, его законная жена, и ее брат, отставной капитан Игнат Лебядкин, пьяница и бузотер, привыкший тратить посылаемые Ставрогиным деньги и намеренный его шантажировать.
Для Ставрогина калека-жена теперь – лишь препятствие на пути к Лизе Тушиной (ибо расторжение церковного брака в России того времени было практически невозможно). Марья Тимофеевна поняла, что зло уже полностью овладело душой Ставрогина, подменило его человеческий облик и что у него “нож в кармане”. При свидании она отказывается узнать его, крича: “Прочь, самозванец!”, “Гришка Отрепьев – анафема!” Ставрогин уходит в ужасе, но гордость не позволяет ему поддаться на шантаж Игната Лебядкина: он говорит капитану, что скоро сам “объявит” о своем браке.
Свою интригу ведет и Петруша. Он понимает, что для успеха революционного переворота нужен вождь, обладающий обаянием, влиянием на людей, и он сам на роль такого вождя не тянет. Ho он не подозревает, что и Ставрогин всего лишь самозванец во всех смыслах.

Что он только выдает себя за царственно-“всесильного” человека, а на самом деле слаб. В откровенном разговоре ночью Петруша раскрывает Ставрогину свои планы: “Мы провозгласим разрушение… Мы пустим пожары… Ну-с, и начнется смута!

Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… Ну-с, тут-то мы и пустим… Ивана-царевича; вас, вас!”
Догадываясь о тайном желании Ставрогина “развязаться” с Лебядкиными, Петруша предлагает свою помощь: у него, мол, есть в запасе беглый уголовник Федька Каторжный, готовый за деньги на любую “работу”. Ставрогин в ужасе отвергает предложение, но мысль эта западает в его помутненное сердце.
Вскоре Федька Каторжный зверски убивает Марью Тимофеевну и капитана Лебядкина, в городе вспыхивают пожары, организованные нанятыми Петрушей (чтобы посеять “смуту”) людьми. Начинаются беспорядки и возмущения, вызванные и пожарами, и зверским убийством, и происшедшим незадолго до того святотатством (люди Петруши, а может, и он сам, осквернили икону Богоматери в храме). Лиза, поняв из слов Ставрогина, что есть и его вина в смерти Лебядкиных, решает сама все узнать и отправляется на место убийства, но, оказавшись в разъяренной толпе, погибает…
В этом романе погибают многие герои – почти все, кто искренне (в отличие от Петруши Верховенского) связал свою жизнь с “демоном” – Ставрогиным.
Члены “пятерки” во главе с Петрушей убивают Шaтова. Тело убитого сбрасывают в пруд. Подобно Нечаеву, Петруша “повязал” членов своей шайки кровью; теперь все они в его руках.
После совершения этого злодеяния Верховенский подталкивает к самоубийству Кириллова, который обещал Петруше взять вину за беспорядки на себя.
Жена Шатова, бросившись на поиски мужа, смертельно простудилась сама и застудила младенца. Ставрогин и его окружение проносится по городу, как чума. В итоге Петруша срочно покидает город.

Преступление скоро раскрывают. Ставрогин, окончательно отчаявшись, повесился в своем загородном имении.
Ho это лишь внешняя канва событий. По ходу чтения читателя не оставляет смутное подозрение, что на совести Ставрогина еще одно страшное и тщательно скрываемое преступление, которое мучает его сильнее всего. Об этом рассказывается в главе, по цензурным требованиям исключенной Достоевским из основного текста романа.

Глава эта называется “У Тихона”, и повествуется в ней о том, как, еще живя в Петербурге, Ставрогин, желая испытать, до какого предела падения он может дойти, сначала намеренно обвинил в краже малолетнюю дочь своей квартирной хозяйки Матрешу, а затем пошел на еще большее зло, хладнокровно и расчетливо соблазнив ее. Для маленькой Матреши это стало ужасным потрясением, рассказать об этом кому-либо она боялась (Ставрогин, в свою очередь, страшился, что Матреша расскажет и тогда ему не миновать каторги). Ho мысль о том, что она “Бога убила”, то есть разрушила Божий мир в себе, невыносимо мучила девочку. И вот однажды, когда никого не было дома, Ставрогин увидел, как Матреша появилась в проеме двери и, погрозив ему маленьким кулачком, ушла в чулан…

Он догадался, зачем она пошла туда, – побежать бы, спасти, но тогда придется все объяснять, а так уже никто ничего не узнает. И Ставрогин выжидает нужное время, а затем, войдя в чулан, убеждается в правоте своей догадки: Матреша повесилась.
С тех пор образ маленькой Матреши не дает Ставроги-ну покоя. И он, уже по приезде в город написав “Исповедь”, идет по совету Шатова в местный монастырь к старцу Тихону за помощью. Ho Тихон, прочитав “Исповедь”, понимает, что она не свидетельствует о подлинном раскаянии Ставрогина, что его намерение обнародовать “Исповедь”, то есть публично признаться в своем преступлении, тоже есть не более чем вызов обществу и еще одна попытка самовозвышения.

Тихон знает, что такому, как Ставрогин, может помочь только “труд православный”, то есть долгая и упорная работа самосовершенствования, а если “сразу”, как хочет Ставрогин, то “вместо Божеского дела выйдет бесовское”. Ставрогин отказывается от советов Тихона и со злобой покидает его…
Итак, роман кончается вроде бы трагически, все главные герои погибают, и лишь небольшим просветом на этом фоне выглядит судьба Степана Трофимовича, который на исходе жизни наконец решил порвать с прежним существованием и отправляется в путешествие по России. Далеко он, естественно, не уходит и, больной и ослабевший, вынужден остановиться на ближайшей станции. Там он знакомится с женщиной, торгующей религиозной литературой, и просит ее почитать ему Евангелие, которое он, по собственному признанию, не открывал уже “лет тридцать”. Он с радостным умилением слушает, как книгоноша читает ему ту самую главу из Евангелия от Луки, повествующую, как Христос изгнал из тела одержимого легион бесов, а они попросили у Христа разрешения войти в пасшееся невдалеке стадо свиней.

Христос разрешил им, бесы вошли в свиней, стадо обезумело и бросилось в море. Пришедшие же люди “нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме “.
Степан Трофимович, единственный из персонажей романа, умирает в спокойствии и даже в радости.
Достоевский предчувствовал, что революционное “бесовство” еще принесет России и всему миру немало бед. Время подтвердило самые худшие его опасения. В “Бесах” вообще очень многое предсказано с поразительной точностью.
Этот роман, в котором гениально угадано все то страшное, что произошло в России в грядущие десятилетия, оказался почти совсем не понят не только по выходе в свет, но и еще долгие десятилетия спустя. Критики-современники называли роман “бредом”, “белибердой”, “клеветой”. Например, Н. К. Михайловский писал: “…нечаевское дело есть до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом”; в общественном движении нечаевщина “составляет печальное… исключение”, “третьестепенный эпизод”.

И. С. Тургенев же утверждал, что “у Достоевского нападки на революционеров нехороши: он судит о них как-то по внешности, не входя в их настроение”.
Ho при этом вспомним о том, что Достоевский в начале работы над романом отказался от простого обличения нигилистов и “мошенников-социалистов”. Введя в роман фигуру “вождя”, Ставрогина, Достоевский показывает: трагедия современной ему России в том, что именно лидеры, кому полагалось быть лучшими, поражены безверием и образуют нечто вроде черной дыры, через которую врываются силы зла. Ведь рядом со Ставрогиным как бы усиливаются отрицательные качества у всех окружавших его: и у Шатова, и у Кириллова, и у Лизы, и у Петруши.

К сожалению, это положение Достоевского оказалось понято еще менее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ романа “Бесы” Достоевского Ф. М