Анализ рассказа В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”

В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина русской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они – члены одной большой семьи. Окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика, а значит, очень непосредственно и просто.

Ему все вокруг кажется интересным и занимательным. Вместе с ним мы увлекаемся рыбной ловлей, пугаем птиц, нас захватывает ощущение ужаса, когда забегаешь в пещеру с нечистой силой. На самом деле все повествование – это воспоминание уже взрослого человека о своей задорной мальчишеской

жизни. Именно поэтому в рассказе его сквозит чуть заметная ирония и умиление: насколько важным казались маленьким людям их дела.

Ну разве может быть что-то важнее, чем ловля мерзкого на вид водного обитателя, живущего под камнями? А как заманчиво бывает потихоньку пробраться в дом Левонтия и послушать песни! Детское восприятие настолько эмоционально и живо, что читатель невольно чувствует себя сообщником во всех мальчишеских делах, активным участником.

Тем не менее этот рассказ не просто поэтичное воспроизведение мира детства, но изображение воспитания человеческой души.

style='margin:5px 0;'>

Мальчик отправляется за ягодой. Но, потеряв ее, он под влиянием своих приятелей решается обмануть бабушку. Он кладет траву на дно кузовка, а сверху засыпает ее горстками земляники.

Этот обман не раскрывается сразу. Но совесть мучает мальчика почти все время. От стыда и от страха он убегает от бабушки и боится возвращаться домой. Мальчик прекрасно понимает, что заслужил наказание.

И утром, обрадованный появлением дедушки, растроганный, он просит прощения и покорно выслушивает укоры бабушки. Но тут случается неожиданное: несмотря на такое вероломство внука, бабушка покупает ему обещанный пряник – коня с розовой гривой. Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Здесь рождается вера человека в добро.

Для него это лучший урок великодушия и душевной щедрости. Он клянется сам себе, что никогда не пойдет больше на подлость и коварство. Ведь обманывать, мошенничать всегда гораздо проще, чем что-то создавать, чем трудиться над своей душой, чем просить прощения и раскаиваться.

На вероломство не нужно много ума и выдержки, “дурное дело не хитрое”, – говорят в народе. А вот сколько душевной храбрости, мужества надо, чтобы признаться в содеянном, чтобы простить, уступить, да и просто любить! В своем произведении Астафьев показывает нам добро в концентрированном виде, простое, незатейливое, мудрое.

Астафьев помещает своих героев в очень живописное окружение, мастерски передает обычаи и быт русской глубинки. И кажется, будто таких героев найдешь в любой деревне, куда ни загляни. Это и мудрая, хозяйственная бабушка мальчика – Екатерина Петровна, и легкомысленная тетка Васеня, и ее муж – прожига Левонтий, и типичная деревенская детвора.

Самым, пожалуй, значимым способом создания образов у Астафьева является язык.

“Нечего куски выглядывать, – гремела она. – Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане – вошь на аркане”, – говаривала бабушка своему внуку, собравшемуся было улизнуть на пир к Левонтию. А уж язык детворы: “Зато мне бабушка пряник конем купит! – Может, кобылой? – усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; – Скажи уж лучше – боишься ее и еще жадный! – Я? – Ты! – Жадный? – Жадный! – А хочешь, все ягоды съем? – сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду…”

Астафьев как будто понимал, что прогресс науки и техники вовсе не означает прогресс человечества, его внутреннего мира. Поэтому он возвращается к истокам – в русскую глубинку, где, по его мнению, сосредоточены все духовные силы нации.

План

Бабушка посылает мальчика за земляникой. Мальчик собирает ягоду вместе с соседскими ребятами. Поддавшись их провокациям, он отдает им все собранное насъедение. Застилает кузовок травой, а сверху насыпает немного ягоды.

Бабушка увозит на продажу землянику. Мальчика мучает совесть. Бабушка возвращается.

Наказание неминуемо, оно было бы страшнее, если бы не было дедушки. Мальчик получает пряник – коня с розовой гривой – несмотря на свой проступок.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ рассказа В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”