Анализ произведения по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)
Поэма “Демон” (1829 – 1839) относится к числу самых противоречивых и загадочных произведений Лермонтова. Сложность анализа данного произведения состоит в том, что поэма имеет несколько планов истолкования и восприятия текста: философский, психологический и космический, включающий в себя взаимоотношения Демона и Бога. Легенда о падшем ангеле, который воевал с самим Богом, нашла отклик в произведениях многих европейских поэтов: Сатана в “Потерянном рае” Мильтона, Люцифер в “Каине” Байрона, Мефистофель в “Фаусте” Гете и
Разумеется, Лермонтов не мог не принимать в расчет уже существующую традицию, но, создавая сюжет своей поэмы и образ главного героя, поэт был вполне оригинален.
Лермонтовский Демон сочетает в себе огромные внутренние силы и какое-то трагическое бессилие, стремление избавиться от одиночества, стать добрее и недостижимость этих желаний. Образ Демона в поэме – это образ мятежного протестанта, который противопоставил себя Богу, людям и всему миру.
Бунтарские идеи протеста самого Лермонтова четко проявляются в его творении. Демон
Однако именно это всеобщее отрицание говорит не только о силе Демона, но и об его слабости. С высоты космических просторов Демону не дано увидеть, понять и оценить всю прелесть земной красоты.
Он страдает в своем угрюмом одиночестве и тоскует о связях с людьми и со всем миром. Ему надоело жить только для себя. Любовь к Тамаре, простой земной девушке, должна была стать для Демона настоящим спасением от злого мира надменного уединения.
Но мечты о гармонии, любви и красоте фатально недостижимы для злого духа.
Разоблачение индивидуалистического сознания, намеченное в предыдущих поэмах, имеет свое место и в “Демоне”. Разрушительное, “демоническое” начало воспринимается поэтом как антигуманистическое. Эта проблема волновала Лермонтова очень глубоко и разрабатывалась им в прозе (“Герой нашего времени”) и в драматургии (“Маскарад”).
Анализ поэмы усложняется тем, что в ней трудно выделить прямой авторский “голос”, авторскую позицию, именно поэтому произведение является многозначным. Ряд вопросов поставленных Лермонтовым в “Демоне” так и остается неразрешенным. Видит ли поэт в своем Демоне однозначного (пускай и страдающего) носителя зла или только бунтующую жертву “несправедливого приговора”? Душа Тамары была спасена по требованию цензуры, или для Лермонтова этот мотив являлся идейно-художественной неизбежностью?
Финал поэмы и поражение злого духа имеет примирительный смысл, или наоборот? Все эти нерешенные вопросы говорят о сложной философской и психологической проблематике поэмы. В главном герое удивительным образом сочетаются понятия “добра” и “зла”, жажда идеала и его утрата, вражда к миру и попытка с ним примириться.
В конечном счете, образ Демона отражает в себе трагическое мироощущение всех передовых людей той эпохи.
Исключительно положительно о поэме отзывался известный критик Белинский. Он восхищался богатством философско-этического содержания “Демона” и его художественным своеобразием. Белинский считал эту поэму ярчайшим образцом романтического направления в литературе.
Именно мощная романтическая фантазия, глубокая нравственная проблематика, пафос сомнения и отрицания, высокая лиричность, пластичность, простота эпических описаний и немного загадочный образ главного героя – все это позволило лермонтовскому “Демону” стать одним из самых значимых произведений в истории мировой романтической поэмы. Его значение велико не только в истории литературы, но также и в истории живописи (картины М. А. Врубеля), и в истории музыки (опера А. Г. Рубинштейна).