Анализ повести “Усвятские шлемоносцы” – Носов
Повесть Е. Носова “Усвятские шлемоносцы” рассказывает о последних предвоенных днях 1941 года. Действие происходит в деревне Усвяты. Перед нами предстает настоящая деревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первозданной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни.
Главный герой повести – тридцатишестилетний мужик Касьян. Его жизнь проста и естественна, близка к природе. С самого детства он привык трудиться.
И вместе со всеми участвует в сенокосе. Писатель изображает
Кажется, что затерянная в глубине России деревня оторвана от всего мира, является неким островком “мужицкого рая”, воплощает идеал счастья и благоденствия. И этой географической неопределенностью писатель подчеркивает мифологическое начало своей повести: “Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал. Правда, знал Касьян,
А по тому вон полевому шляху должен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что еще”.
Но в один прекрасный момент это благоденствие нарушается тревожной вестью о том, что пришла война. И усвятские мужики ждут повесток, прощаются с семьями, с родной деревней. Все они собираются в доме деда Селивана, чтобы посидеть напоследок, поделиться сокровенным. Этот герой воевал еще в первую мировую, он рассказывает им о своих наградах, о своем первом бое.
Именно дед Селиван открывает мужикам истинное значение их имен: Касьян оказывается “шлемоносцем”, Алексей – “защитником”, Николай – “победителем”. Всем им дед Селиван дает определенный завет: “Сколько кампаней перебывало – усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили”. И читатель понимает, что “усвятские шлемоносцы” тоже будут с честью выполнять свой воинский долг.
Более того, мы понимаем, что герои Носова обречены на смерть. Писатель дает понять это, включив в повествование вещий сон героя. Так, Касьяну снятся деньги, пиковая дама, оборотившаяся в череп. В реальности он думает о том, что сон предвещает дальнюю дорогу Наконец, сам эпиграф к повести взят из “Слова о полку Игореве”:
И по Русской земле тогда
Редко пахари перекликалися,
Но часто граяли враны.
Исследователи неоднократно отмечали эпическое начало повести. Его создает и эпиграф, и само название, и наличие определенных мифологических образов, символических эпизодов. В произведении очень ощутимо звучит мотив противостояния войны и мирной жизни.
Мирная деревенская жизнь – это своеобразная идиллия. Война же ассоциируется у автора с концом света, Апокалипсисом. И в повести присутствует соответствующая символика.
Так, в Апокалипсисе присутствуют четыре всадника: первый – Завоеватель, он едет на белом коне; второй – Война, он едет на рыжем коне; третий – Голод на вороном коне; четвертый – Смерть на бледном коне. Этим образам соответствуют образы четырех всадников из повести Носова. Первый всадник – бригадир Иван Дронов, человек, одним из первых ушедший на фронт. Второй – колхозник Давыдко, прискакавший на луга с вестью о начавшейся войне.
Третий всадник – приезжий, он привез в Усвяты повестки о мобилизации: “верховой, подворачивая, словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным плачем и сумятицей, как это бывает только в российских бесхитростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя”. Четвертый всадник – лейтенант из военкомата, организующий сбор призывников и отправку их в части.
Характерна в повести и еще одна сцена – прощание Касьяна с матерью. Она дает сыну его пуповинку – то последнее, что связывает человека с его родом, со всем Светом. Мы понимаем, что герой прощается не только с матерью, но и со всем миром.
Таким образом, повесть проникнута философской проблематикой. Война осмысливается писателем как богопротивное, неестественное явление, нарушающее незыблемость самой жизни.