Анализ повести “Усвятские шлемоносцы” – Носов

Повесть Е. Носова “Усвятские шлемоносцы” рассказыва­ет о последних предвоенных днях 1941 года. Действие проис­ходит в деревне Усвяты. Перед нами предстает настоящая де­ревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первоздан­ной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни.

Главный герой повести – тридцатишестилетний мужик Касьян. Его жизнь проста и естественна, близка к природе. С самого детства он привык трудиться.

И вместе со всеми уча­ствует в сенокосе. Писатель изображает

и семейную жизнь героя: Касьян любит свою жену Натаху и маленьких сыно­вей, заботится о матери. Тихо и неспешно течет жизнь в Усвятах.

Кажется, что затерянная в глубине России деревня ото­рвана от всего мира, является неким островком “мужицкого рая”, воплощает идеал счастья и благоденствия. И этой гео­графической неопределенностью писатель подчеркивает мифологическое начало своей повести: “Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал. Правда, знал Касьян,

что ежели поехать лесом и миновать его, то сперва будут Ливны, аза Ливнами через столько-то ден объявится и сама Москва.

А по тому вон полевому шляху дол­жен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что еще”.

Но в один прекрасный момент это благоденствие наруша­ется тревожной вестью о том, что пришла война. И усвятские мужики ждут повесток, прощаются с семьями, с родной де­ревней. Все они собираются в доме деда Селивана, чтобы по­сидеть напоследок, поделиться сокровенным. Этот герой вое­вал еще в первую мировую, он рассказывает им о своих на­градах, о своем первом бое.

Именно дед Селиван открывает мужикам истинное значение их имен: Касьян оказывается “шлемоносцем”, Алексей – “защитником”, Николай – “по­бедителем”. Всем им дед Селиван дает определенный завет: “Сколько кампаней перебывало – усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили”. И читатель понимает, что “усвятские шлемоносцы” тоже будут с честью выполнять свой воинский долг.

Более того, мы понимаем, что герои Носова обречены на смерть. Писатель дает понять это, включив в по­вествование вещий сон героя. Так, Касьяну снятся деньги, пиковая дама, оборотившаяся в череп. В реальности он дума­ет о том, что сон предвещает дальнюю дорогу Наконец, сам эпиграф к повести взят из “Слова о полку Игореве”:

И по Русской земле тогда

Редко пахари перекликалися,

Но часто граяли враны.

Исследователи неоднократно отмечали эпическое начало повести. Его создает и эпиграф, и само название, и наличие определенных мифологических образов, символических эпи­зодов. В произведении очень ощутимо звучит мотив противо­стояния войны и мирной жизни.

Мирная деревенская жизнь – это своеобразная идиллия. Война же ассоциируется у автора с концом света, Апокалипсисом. И в повести присутствует со­ответствующая символика.

Так, в Апокалипсисе присутству­ют четыре всадника: первый – Завоеватель, он едет на белом коне; второй – Война, он едет на рыжем коне; третий – Голод на вороном коне; четвертый – Смерть на бледном коне. Этим образам соответствуют образы четырех всадников из повести Носова. Первый всадник – бригадир Иван Дронов, человек, одним из первых ушедший на фронт. Второй – колхозник Давыдко, прискакавший на луга с вестью о начавшейся вой­не.

Третий всадник – приезжий, он привез в Усвяты повестки о мобилизации: “верховой, подворачивая, словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным пла­чем и сумятицей, как это бывает только в российских бесхит­ростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя”. Четвертый всадник – лейтенант из военкомата, орга­низующий сбор призывников и отправку их в части.

Характерна в повести и еще одна сцена – прощание Кась­яна с матерью. Она дает сыну его пуповинку – то последнее, что связывает человека с его родом, со всем Светом. Мы по­нимаем, что герой прощается не только с матерью, но и со всем миром.

Таким образом, повесть проникнута философской пробле­матикой. Война осмысливается писателем как богопротив­ное, неестественное явление, нарушающее незыблемость са­мой жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ повести “Усвятские шлемоносцы” – Носов