Анализ повести “Слепой музыкант”

История создания. В повести отражены воспоминания, Короленка о матери (не случайно героиню зовут Эвелина), пребывания на Волыни, Житомирщине, Ровненщине, посещение Почаевской лавры и Саровского монастыря (Тамбовщина). Хотя произведение впервые появилось в газете “Русские ведомости” 1886 года, писатель неоднократно возвращался к нему, вводил новые эпизоды и образы.

Даже в 1917 году он переделывал некоторые страницы повести и писал об этом одному из своих друзей: “Моей главной художественной задачей было не только воспроизведения психологии

слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования”.
Действие повести происходит на западе современной Украины и охватывает период примерно с конца 1860-х до начала 1880-х годов. В то время некоторые украинские земли принадлежали Польше. Автор пишет о месте событий: “Северо-Западный край” (это относительно границ тогдашней царской России).

Отец Петра Попельского был богатым поляком, сельским помещиком, а мать, Анна Михайловна (урожденная Яценко), и дядя, Максим (брат матери), принадлежали к малороссийскому роду (то есть происходили из

нынешней Центральной Украины).
Жанровая принадлежность произведения. По жанру “Слепой музыкант” – это повесть, ибо в ней небольшой круг персонажей, изображенных в семейном кругу и на фоне прекрасной природы. Интересно то, что сам Короленко в подзаголовке определил жанр произведения как “этюд”, что в переводе с французского означает “изучение”, “исследования”.

В своей повести писатель исследует становление личности с ограниченными физическими возможностями – слепого. В центре произведения поставлен образ Петра Попельского, который от рождения не мог видеть. Его тяжелый путь к открытию мира является сюжетом произведения.

Это повесть о духовном становлении личности, которая стремится найти и понять смысл своего существования среди людей.
Изображая Процесс становления Петра Попельского, Короленко использует богатую художественную палитру. Как ученый-психолог, он шаг за шагом изучает постепенное постижение мира слепым мальчиком через звуки, а также осознания им таких важных понятий, как красота, радость, добро, любовь к природе, искусство. Знакомство с народным искусством слуга Иохим, который играл на свирели прекрасные мелодии, открывает Петеньке новое понимание мира.

Он чувствует и саму тягу к музыки, живой, пропитанной настоящими человеческими чувствами. Фальшивые ценности, воплощены в тех музыкальных произведениях, которые исполняют его мать на ведьмовском пианино, Петр не воспринимает. Он отстраняется от такой “музыки” и также от матери. Только тогда, когда мать поняла, к чему стремится душа Петра, она стала играть по-другому по-настоящему красиво, задушевно.

Это понял и Иохим, и Петр. Так мать смогла вернуть любовь сына, который с детства чувствовал разницу между настоящим и ненастоящим, искренним и неискренним, красивым и некрасивым в жизни.
Петро рос на лоне природы и с любовью к музыке, что способствовало его духовному становлению. Доля послала ему еще один драгоценный подарок – знакомство с Эвелиной, дочерью соседнего профессора (арендатора поместье) Яскульского. Она стала добрым другом Петеньке, а впоследствии, когда дети выросли, между ними зародилась любовь.

Впрочем, их ждала не только радость общения, но и серьезные испытания, спровоцированное слепотой Петра и его тяжелыми внутренними проблемами. Окружен любовью родных и отстраненный от окружающего мира, Петрик не понимал и не знал, как ему жить в этом мире, где ему искать свой путь. А Эвелина, имея доброе сердце, страдает вместе с ним.
Большое значение в становление характера Петра Попельского имело не только искусство, но и христианские ценности. Через Бога герой открывает в себе то, чего он раньше не знал. В трудный период поиска самого себя Петр вместе со своею семьей попадает в монастырь, где встречает двух бедных слепых звонарей – Егория и Романа. В ихних образах воплощены две позиции, два разных отношение к физическому изъяну и к людям.

Егорий был злым, замкнутым, жестоким и завистливым, а Роман, наоборот, – добрым и чувствительным. Слепота не сделала сердце Романа “незрячим”, он был открытым к людям. Писатель утверждает, что в жизненных испытаниях люди по-разному выявляют свою внутреннюю сущность.

А каким же стал его герой, Петро?
Петрусь Попельский с помощью дяди Максима и путешествий с бедными слепыми до Почаевской лавры вошел в реальную жизнь. Он прошел тем, путем, которым идет народ, и вместе с народом открывал для себя не только крупные страдания, но и мудрость, и красоту человеческих взаимоотношений. Это помогло Петру по другому посмотреть на себя и на свою слепоту.

Он понял, что физический порок можно победить силой духа. Писатель утверждает, что человек всегда может достичь реализации в жизни, если он сосредоточится не на своем горе, не на болезненных переживаниях, а найдет другую цель существования. Петр Попельский нашел такую другую цель – это искусство (музыка), что ведет его к познанию мира и самого себя.

Семейная жизнь с Эвелиною и рождение сына – не слепого, но зрячего, стало для Петра вознаграждением за его тяжелые и болезненные искания.
Лучшее описали в повести в. Короленко “Слепой музыкант” это описание природы и музыки. Для них писатель выбирает самые яркие краски и оттенки художественного слова. И они производят впечатление прекрасных живописных полотен, глядя на которые можно воспринимать по-разному.
В 1960 г. режиссер Татьяна Лукашевич сняла художественный фильм “Слепой музыкант” по повести В. Короленко. В фильме хорошо воссоздали песенную стихию произведения писателя и красоту природы, что стала фоном для сложных духовных исканий Петра Попельского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ повести “Слепой музыкант”