Анализ повести-сказки “До третьих петухов” Шукшина В. М

Как и в гоголевских произведениях, в произведениях В. Шукшина нередко пафос комического сочетается с трагическим. При этом если смешное очевидно, то трагедия его героев зачастую не видна окружающим. “Трагедия и сатира – две сестры и идут рядом, и имя им обеим, вместе взятым: правда…” – писал Ф. М. Достоевский. До предела эту мысль доводит Шукшин в повести-сказке “До третьих петухов”, написанной в 1974 году и опубликованной уже после смерти писателя.

В первоначальном

варианте повесть называлась “Ванька, смотри” и имела подзаголовок: “Сказка про Иванушку-дурачка, как ходил он за тридевять земель добывать справку, что он умный и современный”.
В повести-сказе Шукшин, видевший положительные стороны городской культуры, перевел проблему в несколько иную плоскость. Сопоставление проходит не по линии деревня – город. Расхожие представления о низком и высоком сопоставляются с реалиями действительности, в которой и народный герой Иван-дурак, и герои высокой классики одинаково заточены в помещении библиотеки.
“Есть на Руси… тип человека, в котором
время, правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаенно и неистребимо, как в мыслящем и умном… Человек этот – дурачок. Это давно заметили (юродивые, кликуши, странники не от мира сего – много их было в русской литературе, в преданиях народных, в сказках)…

Герой нашего времени – это всегда “дурачок”, в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени. Я не говорю о герое положительном, а о таком, который – состоянием души, характером, взглядами – выражает то, чем живет с ним вместе его народ, о типичном, что ли”, – писал В. Шукшин в статье “Нравственность есть правда”.
Сравните высказывание В. Шукшина со словами Л. Толстого, записавшего в дневнике: “Отчего дети и дурачки поднимаются на такую страшную высоту, выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращен ни обманами веры, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит”.

Или со словами Ф. Достоевского, который писал: “…не только чудак “не всегда” частность и обособление, а напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердце-вину целого, а остальные люди его эпохи – все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…” Обратите внимание, сколь созвучны размышления трех художников на предмет одного и того же образа. Безусловно, эти переклички возникают не потому, что один писатель учел открытие другого, а третий развил его по-своему. Дело в том, что говорят они о явлении, существующем в жизни извечно.

И представления о таком герое выражены в универсальном образе Ивана-дурака.
Этот фольклорный образ дурака и стал у Шукшина условным образом-обобщением “героя нашего времени”, вместившим в себя “чудиков” и “непутевых”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ повести-сказки “До третьих петухов” Шукшина В. М