Анализ повести “Пожар” Распутина В. Г

Своеобразным продолжением “Прощания с Матерой” стала повесть Распутина “Пожар” (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом “Литературной газеты” писатель говорил: “Я не мог не написать “Матеру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матеру уже вернуться нельзя – остров затопило.

Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые

мне дороги, перебираться в новый поселок и посмотреть, что станет с ними там”. Поселок Сосновка из “Пожара” и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.
Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, – сюжетный прием, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: “архаровцы”, как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с
продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь – водку и вещи.
Листвень в повести “Прощание с Матерой”, которым, по народному преданию, “крепится остров к речному дну, одной общей земле”, вырубающиеся леса в “Пожаре” – явления, имеющие помимо прямого еще и переносное значение. “Архаровцы” из Сосновки – это люди без корней, о таких в народе говорят “перекати-поле”. Противопоставленный “архаровцам” герой “Пожара” – Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: “Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”. “Архаровцы” же лишены “подпорок”.
Огонь – образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе “страшное разорение”, осознать, что нельзя отдать родную землю во власть “архаровцев”. Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор.

Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе “архаровцев”, – это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой – символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку все-таки не по силам.
Опубликованная в начале перестройки, повесть “Пожар” была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошел до предела. В этом контексте метафора “обновления” жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, “постперестроечного”, “посткоммунистического” времени.

В их свете повесть “Пожар” – это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения “человеческого единства”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ повести “Пожар” Распутина В. Г