Анализ повести Г. Белля “Путник, когда ты придешь в Спа…”
Эта повесть одна из самых сильных повестей из антивоенной литературы XX века. Она как гимн для потерянного поколения.
Ее название “Путник, когда ты придешь в Спа…” – это цитата двустишья-эпитафии древнегреческого поэта Симона Кеоского, которое он посвятил 300 спартанцам под предводительством царя Леонида, погибшим под Фермопилами. Небольшая горсть солдат противостояла великой армии персов, и ценой собственной жизни, задержала противника. Слава об их жертвенности стала эталоном стойкости и мужественности на сотни лет.
Данное
В своем произведении Генрих Белль нарочно проводит параллель между античностью и школой довоенного периода Германии. Культ великих римских императоров и полководцев с их изображениями на стенах, бюстами, расставленными вдоль коридора, дополнялся культом лидеров партии. Главной задачей идеологии, которая тогда довлела над Германией, была подготовка юношей до войны, но не реальной,
Где есть место только героической смерти, и нет места последствиям войны, калекам, сиротам, разрушениям. Возможно поэтому, Белль и выбрал битву под Фермопилами, как некую параллель. Ведь там погибли 300 спартанцев, но в истории они так и остались безыменными. Только численность и принадлежность к городу.
А бессмертное имя обрел царь Леонид.
Примечательно, что автор также никак не называет своего героя. И даже не описывает внешности. Прочитав повесть, так и остается непонятным, кто он и откуда.
Один из тысячи, таких же – как и он. Единственное, чем личным наградил своего персонажа Белль – это почерк и фраза, которую он написал три месяца назад, в той беззаботной жизни. Этот момент как раз совпадает с моментом осознания того что он калека, у него нет рук и правой ноги.
Возможно поэтому, автор рукой своего героя не дописывает фразу на доске, он как бы намекает, что это не тот подвиг, ради которого следует умирать. Это не Спарта, и не сильные, храбрые воины, а лишь мальчишки, лишь “Спа…”. Об этом начинает задумываться и сам раненый, ему интересно, как окончится надпись на табличке школьного календаря “ушел со школы на фронт, и умер за…”.
Осознание того, что у него нет всех конечностей, словно отбросило его в детство, он словно укрылся от правды, жуткого осознания действительности. Он просит молока, и его просьба звучит как мольба о помощи, но самому парнишке, и школьному сторожу Биргелеру, и читателю понятно, что помощи не будет. Античная война, воспетая поэтами, рассыпалась от канонады пушек современной войны, от того, что вчерашние школьники увидели своими глазами, ощутили на своей “шкуре”, а не прочитали о ней в книгах.
Благодаря этому приему, Белль заставляет задуматься читателя о жизни и смерти, о героизме и бессмысленности войны, о будущем и настоящем, которое он описал в своей повести “Путник, когда ты придешь в Спа…”.