Анализ повести “Детство” Горького М. Ю
Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман “Мать”, ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности.
Началось осмысление реальных истоков, которые породили “разрушенный мир”. В феврале 1912 г. Горький писал о России: “Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос – какова она? – а вопрос – почему она такова? “
На такой почве были созданы на редкость
Ощутимо желание писателя “заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова” (“По Руси”). “Путешествие” по таинственным, “подводным” течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с современной ему литературой.
НОвые черты автобиографической прозы. Алеше Пешкову, герою автобиографического
Художник пытливыми глазами мальчика как бы заново открывает его окружение, мир в целом.
Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования – освещение жизни с двух возрастных точек зрения – позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего.
В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая проза Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей “свинцовых мерзостей” или духовной красоты. На деле подобного разделения нет.
Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов.
Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда “разные серые люди” сносили “мед своих знаний”.
В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения – деда Каширина, дяди Якова, Жихарева…
А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления.
С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери, Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед “чужими” (умницей-химиком “Хорошее дело”), книгами (“врут они, книжки-то”).
Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: “Шаткость людей слишком резко бросается в глаза”.
Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать “благовест новой жизни”. Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор (“Детство”), книга (“В людях”) стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием “Королевы Марго”, чтения лермонтовского “Демона”.
Литература сделала Алешу “неуязвимым для многого” и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь – “красивую, бодрую, честную”.
Автобиографическая проза Горького – богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна “хорошего, человечьего”, что значительно просветляет общую картину.