Анализ повестей Герцена “Сорока-воровка” и “Доктор Крупов”
В конце 40-х годов на страницах журнала “Современник” были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что и его роман “Кто виноват?”. В основу повести “Сорока-воровка” был положен действительный случай, сообщенный писателю великим русским актером М. С. Щепкиным. Рассказ о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы стал обобщением большой художественной силы.
В споре со славянофильскими и западническими взглядами относительно роли и положения русской женщины (этой
В характере крепостной крестьянки Герцен, как и другие участники “натуральной школы” и прежде всего Некрасов, подчеркивает возможность самостоятельного умственного развития, незаурядные способности к художественному творчеству, что совершенно несовместимо с ее рабским положением. Повесть, сочетающая публицистическое и художественное начала (что вообще характерно для писательской манеры Герцена), представляет своеобразный “рассказ в рассказе”. Такая композиция позволяла включить
Повесть “Доктор Крупов” (1847), по форме являющаяся отрывками из автобиографических записок врача-материалиста, является блестящим сатирическим памфлетом, направленным не только против самодержавно-крепостнического строя России, но и против буржуазных отношений в Западной Европе, вообще против всей истории эксплуататорского общества. Наблюдения над отдельными людьми постепенно приводят доктора Крупова к выводу о повальном безумии всего человечества. Элементы гротеска усиливали мысль автора, придавая ей характер сатирически заостренного, но реалистического в основе своей повествования.
В дальнейшем развитии русской литературы подобные приемы сатирической типизации были использованы Салтыковым-Щедриным.
- Идейно-художественное своеобразие романа Герцена “Кто виноват?”, проблематика повестей “Доктор Крупов” и “Сорока-воровка” Писатель работал над романом “Кто виноват” шесть лет. Первая часть произведения появилась в “Отечественных записках” в 1845-1846 годах, а обе части романа вышли отдельным изданием как приложение к “Современнику” в 1847 году. В своем романе Герцен затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. Он решает […]...
- “Сорока-воровка” Герцена в кратком изложении Трое разговаривают о театре: “славянин”, остриженный в кружок, “европеец”, “вовсе не стриженный”, и стоящий вне партий молодой человек, остриженный под гребенку, который и предлагает тему для обсуждения: почему в России нет хороших актрис. Что актрис хороших нет, согласны все, но каждый объясняет это согласно своей доктрине: славянин говорит о патриархальной скромности русской женщины, европеец – […]...
- Краткое содержание Сорока-воровка А. И. Герцен Сорока-воровка Трое разговаривают о театре: “славянин”, остриженный в кружок, “европеец”, “вовсе не стриженный”, и стоящий вне партий молодой человек, остриженный под гребенку (как Герцен), который и предлагает тему для обсуждения: почему в России нет хороших актрис. Что актрис хороших нет, согласны все, но каждый объясняет это согласно своей доктрине: славянин говорит о […]...
- “Записки одного молодого человека” А. И. Герцена Одновременно с “Героем нашего времени” появляется другое произведение, в котором была сделана попытка обрисовать духовный мир и вскрыть социальный генезис молодого человека той же эпохи Это была повесть А. И. Герцена “Записки одного молодого человека” (1840), напечатанная в том же журнале, в котором появились главы из романа М. Ю. Лермонтова. По художественному значению повесть Герцена, […]...
- Сочинение по циклу произведений Герцена “Былое и думы” В художественных произведениях, созданных в период эмиграции, Герцен вновь обращается к размышлениям о судьбах человечества (“Поврежденный”, 1850-1851), о противоречиях буржуазного общества (“Трагедия за стаканом грога”, 1863) и др. Наибольшее же внимание Герцен уделял созданию самого большого по объему и самого значительного по содержанию своего произведения – мемуаров “Былое и думы”. Его мемуары подняты до уровня […]...
- История создания, тема и идея “Былого и дум” А. И. Герцена “Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить”. Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла “Былого и дум”. За какиенибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как “духовная драма” Герцена. Тогда же из […]...
- История создания произведения Герцена “Былое и думы” “Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить”. Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла “Былого и дум”. За какие-нибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как “духовная драма” Герцена. Тогда же из […]...
- Сочинение по роману Герцена “Кто виноват?” Композиция романа “Кто виноват?” очень оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романтическую форму экспозиции и завязки действия – “Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту”. Далее следуют: “Биография их превосходительств” и “Биография Дмитрия Яковлевича Круциферского”. Глава “Житье-бытье” является главой из правильной формы повествования, но за ней следует “Биография Владимира Бельтова”. Герцен хотел составить […]...
- Начало литературной деятельности Герцена Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с “бесчувственной толпой” и “низкой действительностью”. В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена непродолжительным. Он вспоминал впоследствии: “Реальная натура моя […]...
- Уход в революционное движение Герцена Снова перед Герценом встает вопрос о вариантности в жизни отдельных людей и в истории народов. Разными путями могла бы пойти жизнь Матвея. Сложись обстоятельства иным образом – и другая участь ожидала бы его. Однако случайность не отменяет закономерности. Ведь любые случаи выпадают в соответствии с вероятностью. А для массы русских крепостных Матвеев наиболее вероятны, с […]...
- Роман Герцена “Кто виноват?” Композиция романа “Кто виноват?” очень оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романтическую форму экспозиции и завязки действия – “Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту”. Далее следуют: “Биография их превосходительств” и “Биография Дмитрия Яковлевича Круциферского”. Глава “Житье-бытье” является главой из правильной формы повествования, но за ней следует “Биография Владимира Бельтова”. Герцен хотел составить […]...
- Общественная деятельность, мировоззрение Герцена. Начало литературного труда Выдающимся событием в жизни Александра Ивановича Герцена, определившим всю его деятельность, явилось восстание декабристов. По признанию самого Герцена, гром пушек, раздавшийся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, казнь Пестеля и его товарищей “окончательно разбудили ребяческий сон” его души. Декабристы на всю жизнь стали для него героями-патриотами, вышедшими “сознательно на явную гибель, “чтобы […]...
- Либерально-просветительская тенденция мировоззрения Герцена Еще в конце 1830-х годов, вернувшись из ссылки и сблизившись с Белинским, Герцен раньше его понял, что “философия Гегеля алгебра революции”, что она “не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий,, переживших себя”. Герцен и Белинский в своих столкновениях и спорах вместе проходили тогда трудный и сложный путь преодоления объективного идеализма, дававшего […]...
- Размышление Герцена в области типологии “героев времени” Герцен в общем “принял” тех новых людей, которых изобразил Чернышевский в “Что делать?”. Он их видел и в Лондоне. “Русские молодые люди,- писал он,- приезжавшие после 1862, почти все были из “Что делать?” с прибавлением нескольких базаровских черт”. Он знал, что этим “молодым штурманам будущей бури” принадлежит руководящая роль на новом этапе революционной борьбы, из […]...
- “Былое и думы” Герцена Крупнейшим художественным произведением зарубежного периода Герцена были “Былое и думы” лучшее, что создал он как писатель. Этот “вечерний труд” создавался в то время, когда “чужой мир”, “чужое племя” окружали Герцена и ему хотелось мысленным взором охватить пережитое, подвести итоги, рассказать о своем времени и своей жизни, до конца отданной борьбе с самодержавием и крепостничеством. И […]...
- Юность Александра Ивановича Герцена С полным правом можно сказать, что в “Былом и думах” он исследует свои воспоминания и стремится не только ярко передать их – он их проверяет, насколько они точны. Он выясняет, насколько они соответствуют детской психологии. Оказывается, не так проста духовная жизнь ребенка! Разбираясь впоследствии в своих воспоминаниях, Герцен убедился сам и убедил читателя “Былого и […]...
- Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А. Пушкина (На примере одной из повестей) 4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая – Корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 Мая – погода ясная. 9 мая – дождь и снег. Тришка бит по погоде… Из записей А. Пушкина, “Календарь помещика” В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было […]...
- “Былое и думы” Герцена в кратком изложении Книга Герцена начинается с рассказов его няньки о мытарствах семьи Герцена в Москве 1812 г., занятой французами ; кончается европейскими впечатлениями 1865 -1868 гг. Собственно, воспоминаниями в точном смысле слова “Былое и думы” назвать нельзя: последовательное повествование находим, кажется, только в первых пяти частях из восьми ; дальше – ряд очерков, публицистических статей, расположенных, правда, […]...
- Автобиографические книги Герцена. Часть 1. (Герцен А. И.) Есть книги, которые с первых же страниц захватывают нас своей подлинностью. Будто сама история предстает перед нами во всем героическом и драматическом облике. К таким книгам относится в первую очередь “Былое и думы” Герцена. В ее названии есть и эпический размах национальной истории, и горькая дума человека о нелегко прожитой жизни. В восьми частях “Былого […]...
- Краткое содержание книги Герцена “Былое и думы” Книга Герцена начинается с рассказов его няньки о мытарствах семьи Герцена в Москве 1812 г., занятой французами (сам А. И. тогда – маленький ребенок); кончается европейскими впечатлениями 1865 – 1868 гг. Собственно, воспоминаниями в точном смысле слова “Былое и думы” назвать нельзя: последовательное повествование находим, кажется, только в первых пяти частях из восьми (до переезда […]...
- Революция во Франции и книга Герцена “С того берега” Наступили июньские дни. “А торжественно начались они,- писал Герцен в книге “С того берега” (опубликована на немецком языке в 1850 году, на русском – в Лондоне, в 1855-м). – Двадцать третьего числа, часа в четыре перед обедом, шел я берегом Сены… лавки запирались, колонны Национальной гвардии с зловещими лицами шли по разным направлениям, небо было […]...
- История создания основная тема идея и проблема по циклу воспоминаний Былое и думы (Герцен А. И.) Находясь за границей, Герцен не оставлял литературы, но постепенно все большее место в его деятельности начинает занимать практическая работа в революционном движении. За рубежом был начат роман “Долг прежде всего” и на протяжении всех лет до смерти Герцен создавал художественные воспоминания “Былое и думы” – крупнейшее свое произведение. “Былое и думы” освещает события из жизни […]...
- Автобиографические книги Герцена. Часть 2. (Герцен А. И.) Конечно, в этой любви к сыну проявилось то прямое благородство, которое всегда вызывает горячее ответное чувство и искреннюю сыновью признательность. Отец на поверку оказался человеком совершенно иного склада, чем мертвые души николаевской России. Но автор воспоминаний не склонен вдаваться в сентиментальную чувствительность. Он видит в отце и обыкновенного русского помещика, который, при всем своем недюжинном […]...
- Краткое изложение первых литературных трудов Герцена 12 мая 1833 года он закончил кандидатское сочинение “Аналитическое изложение солнечной системы Коперника”, а “пусти менее месяца сдал выпускные экзамены, получил (“Припух) медаль и со степенью кандидата вышел из университета. 1 июля 1833 года совет Московского университета утвердил диплом об окончании Герценом образования. Однако сам Герцем тик не считал: его образование продолжалось по той “методе”, […]...
- Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. Пушкина Сочинения по литературе: Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. Пушкина В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача […]...
- Анализ цикла повестей Воронковой Школьное сочинение по циклу повестей цикл повестей “Солнечный денек”, “Гуси-лебеди”, “Федя и Данилка”, “Волшебный берег” . В стиле писательницы, в выборе эпитетов, сравнений, метафор ощущается тот особый, светлый колорит, которым окрашено для нее детство. В описании одного-единственного “солнечного денька” из жизни шестилетней Тани преобладают яркие, светлые, чистые тона. Автор любовно повторяет и варьирует их: “Таня […]...
- Новаторство повестей Толстого Толстой начал свой путь как бесстрашный художник, по убоявшийся показать читателю всю сложность и противоречивость его души, его внутреннего мира, и он очень последовательно пришел затем к бесстрашию человека и гражданина, сказавшего людям о лжи той жизни, которой они живут, сказавшего правителям этой жизни о беззаконности и преступности их власти. Начало толстовского пути и в […]...
- Замысел “Книги повестей для юношества” Жуковского Само стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей (“Выбранные места из переписки с друзьями” Гоголя и “Мысли и замечания” Жуковского). Поэтому перевод “Одиссеи” был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с гомеровским эпосом или опытом воссоздания мира далекой древности. В истории Одиссея Жуковский выразил […]...
- Сочинение о войне на примере повестей зарубежных авторов Сейчас во многих странах, в том числе в России, поднялась новая волна углубленного интереса ко второй мировой войне и к периоду послевоенных лет. Книги “второй волны” военной темы отмечены, как правило, повышенным вниманием к нравственным и философско-нравственным вопросам. Их отличает также более откровенное, бесстрашное и более детализированное изображение тех трудных дней. Временная дистанция как бы […]...
- Анализ произведения Доктор Живаго, Пастернак Анализ произведения Доктор Живаго Роман “Доктор Живаго” был написан Б. Л. Пастернаком в послевоенные годы. Писатель потратил десять лет на его создание, начиная с 1945 года. Критики его сразу же причисли к разряду философских, хотя в нем, несомненно, есть и историческая ценность. В ней упоминаются такие события, как Первая мировая война, революция начала XX века, […]...
- Основной мотив повестей Чехова “Смерть Ивана Ильича” “В ссылке” Отчаяние героя повести при мысли о напрасно прожитой жизни до некоторой степени напоминает основной мотив “Смерти Ивана Ильича” (886). Есть, однако, и различия. Толстой в своей повести на первый план выдвигал проблемы философские, общечеловеческие. Иван Ильич был важен автору как обычный, “средний” представитель целого разряда подобных ему людей. В его жизни до смертельной болезни не […]...
- Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.) Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские “Соловьи” (1824) “метят” во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия – так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […]...
- Сравнительный анализ повестей “Белые ночи” Ф. М. Достоевского по повести Шинель (Гоголь Н. В.) Данные произведения Гоголя и Достоевского очень не похожи друг на друга. Во-первых, главные герои повестей совершенно разные люди. Акакий Акакиевич Башмачкин – человек, для которого целью жизни стала шинель. Он одинок, абсолютно не умеет общаться и любить. А герой Достоевского – мечтатель, который страдает от того, что общество не понимает и не принимает его. В […]...
- Основная идея повестей Марлинского (Бестужева) Основная идея повестей Марлинского из современной жизни – отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность. В повести “Фрегат “Надежда”” (1833) он рисует “бесхарактерный ледяной свет, в котором под словом не дороешься мысли, как под орденами – сердца, свет, это сборище пустых и самовлюбленных людей”. Марлинский противопоставляет дворянскому обществу двух благородных, полных внутреннего достоинства, […]...
- СОРОКА ВАРВАРА (деловое описание) Каждые выходные я посещаю занятия зоологического кружка во Дворце детского и юношеского творчества. В нашем мини-зоопарке около тридцати различных животных и птиц, в том числе и ручная сорока Варвара. Сорока – это довольно большая черно-белая птица с длинным крепким клювом. Все сороки чрезвычайно умны, любопытны и непоседливы. Наша Варя никогда не упустит своей выгоды: она […]...
- Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя. Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Почему его не пленило простодушие и лукавство Белкина? Почему Белинский не понял “Повестей Белкина”, почему не поддержал Пушкина в его решительном и смелом обновлении русской прозы, почему присоединился […]...
- Замысел цикла повестей об Украине Гоголя Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о “Вечерах”. Пушкин писал издателю “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Сейчас прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, […]...
- “Чудесный доктор”, анализ рассказа Куприна Рассказ “Чудесный доктор” был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, – на заявление автора в самом начале, что рассказ “не есть плод досужего вымысла”. Все описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе […]...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) К работе над “Героем нашего времени” М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 году, воодушевленный впечатлениями от Кавказа. Поначалу это были отдельные повести, объединенные лишь ключевым персонажем. Лермонтов публиковал повести по мере написания. В каждой имеется система образов и законченный сюжет, поэтому их можно считать отдельными произведениями. Первой появилась “Тамань”, за ней – “Фаталист”. Позже Михаил […]...
- Напишите сочинение, на тему смешное и страшное на страницах повестей ревизоргоголяяя) зарание спасибо! Сегодняшнее писательское искусство признает Н. В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным. Его “Петербургские повести” оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской […]...