Анализ поэмы Маяковского “Во весь голос”
В последние месяцы жизни автор был занят подготовкой к выставке, посвященной 20-летию литературного труда. Приближающаяся юбилейная дата была омрачена ожесточенной критикой и подковерными играми чиновников от искусства. Внешние обстоятельства породили замысел поэта обратиться к потомкам напрямую, без посредников, которые могут исказить цели и идеи его творчества.
В качестве своей аудитории Маяковский видел будущих граждан идеальной страны, охарактеризованной как “коммунистическое далеко”.
Поэт планировал создать большое
Предмет разговора со счастливым поколением “здоровых и ловких” – творческое кредо и итоги поэтической деятельности. Определяя их, лирический герой не стесняется разговорных, зачастую грубых выражений. Он и рекомендует себя нарочито сниженной фразой: “ассенизатор и водовоз”, тематика стихов
Образы поэзии-“капризной бабы” и лирического “я”-фронтовика являются средствами выражения основной антитезы, охватывающей ключевые идеи мировоззрения автора. Он противопоставляет эстетский и социальный подходы к искусству, разводя их под двум непримиримым лагерям.
С одной стороны находится мещанский рай, замкнутый в рамках милого барского садика. Ему соответствует недостойная, оскорбительно мелочная тематика, воспевающая “водь и гладь”. На другом полюсе вырастает грандиозная метафора, в которой стихотворные строки уподобляются оружию, а поэт – полководцу, бескорыстному служителю нового общества.
В художественном пространстве моделируется масштабная картина парада, участниками которого становятся страницы, стихи, поэмы, кавалерия сатирических приемов. Каждая из групп олицетворенных персонажей детализована: поэмы, подобно артиллерии, вооружены заглавиями, а остроты – “отточенными пиками” рифм. Отважные и опытные бойцы замирают, ожидая приказ к отправке на идеологический фронт.
Герой допускает гибель фантастического войска: она расценивается как слагаемое победы. Поэт презирает внешние знаки почтения, пренебрежительно определяя памятники как “бронзы многопудье” и “мраморную слизь”. Главным достижением социальной лирики он считает построение принципиально нового общества – идеального, здорового и гармоничного.
Лирический субъект, по-маяковски горластый и грубоватый, убежден в своей правоте и бесстрашно обращается к суду будущего. Тем интереснее проследить развитие неуверенных и трагических интонаций по тексту поэмы. Показательный пример неожиданно возникает в рамках антитезы “чистого” и социального искусства. Герой-“агитатор” искренне признается, что утомлен “агитпроповской” тематикой.
Каким образом выходит из кризиса социальный поэт? Далеко не лучшим: он проповедует самоограничение, предписывающее задушить “собственную песню” ради блага будущих поколений. Мотивами усталости и одиночества продиктовано обращение к “товарищу жизни”, суть которого сводится к желанию побыстрее закончить “дней остаток” очередной пятилетки.
В современном прочтении откровения “мобилизованного революцией”, который уверен в скором будущем социального рая, приобретают жанровые черты утопии. Трагические мотивы усиливает факт отсутствия идеальной аудитории: фигуры слушателей новой формации, равно как и уверенные результаты борьбы с застарелыми пороками, пока остаются в области мечты.