Анализ поэмы Есенина “Цветы”

В декабре 1924 года Есенин в письме, адресованном Галине Артуровне Бениславской – своему другу и литературному секретарю, упомянул черновик поэмы “Цветы”. Новое произведение он назвал не просто хорошим, а, “пожалуй, лучшим, из того, что написал”. Примерно в то же время поэт отослал текст Петру Ивановичу Чагину, который тогда занимал должность редактора газеты “Арена”.

В письме ему Сергей Александрович охарактеризовал “Цветы” как вещь философскую. Кроме того, Есенин подсказал наилучший способ чтения поэмы. По его словам,

необходимо сначала немного выпить, затем “подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве и т. д.”. Только тогда произведение станет в полной степени понятным.

Впервые “Цветы” опубликовала вышеназванная однодневная газета “Арена”. В “Собрание” произведение Сергей Александрович включать не стал. Зато в октябре 1925 года было написано стихотворение “Цветы мне говорят – прощай…”, в котором использовались некоторые строчки из поэмы.

“Цветы” – сочетание философской и социальной лирики. Анализируемый

текст разделен на двенадцать частей. Главный литературный прием, используемый в произведении, – уподобление. Есенин сравнивает жизнь цветов с человеческим существованием.

Важнейшую роль здесь играют размышления о смерти, помещенные в контекст образов “отчего края”, звона колокольчиков, шума левкоя и резеды. Природа – вечна, на протяжении многих столетий живет она практически по одним и тем же законам. Человеческий век – невероятно короток, постоянно сменяют друг друга люди на земле.

Лирический герой не спешит впадать в депрессию и предаваться отчаянию. Несмотря ни на что, он собирается “земную славить гладь”.

Социальные мотивы вплетаются в поэму Есенина ближе к финалу, когда речь заходит о событиях, произошедших в октябре 1917 года. Лирический герой рассказывает, как сражались друг с другом цветы, как “красный цвет был всех бойчей”. Ему бесконечно жаль воинов, павших в борьбе за революцию.

Противников – имеются в виду сторонники царского режима – он называет палачами. Завершается произведение возвращением к философским раздумьям. Герой провозглашает, что не боится смерти, ведь мир для него – не монашеская схима, ведь “все на свете повторимо”. Восприятие смерти, демонстрируемое в этой поэме, напоминает об известной элегии Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”.

В ней воплощением вечной природы служит “дуб уединенный”, а мысль о физической кончине не пугает лирического героя, так как “младая будет жизнь играть” у гробового входа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ поэмы Есенина “Цветы”