Анализ отношения к колхозу среди человеческих масс

Бывший богатей Островнов на людях ничем не выражает своего неприятия новой власти, но в тайной беседе с Половцевым дает волю классовой ненависти. На протяжении почти всего романа Островнов выступает под маской “культурного хозяина”, а его вредоносная деятельность так ловко законспирирована, что не вызывает подозрений.

Шолохов раскрывает всю сложность отношения середняков – основной массы казачества – к колхозу. В сознании одних не укладывается даже понятие совместной работы. Кто-то хочет выждать, поглядеть со стороны, какие

результаты дает новая форма хозяйствования, кого-то одолевают сомнения.

Раздумья Кондрата Майданникова о “подлюке-жалости” к частной собственности, о коллективизации помогают казаку выработать в этом вопросе свою позицию. Открыв записную книжечку, зачитывает он хуторянам, не торопясь, всю “экономику” своего несложного середняцкого хозяйства.

Трудно создавался колхоз, непросто было людям учиться работать сообща, переживать вместе заботы и неудачи. Подстрекаемые Островновым, ловко замаскировавшимся под рачительного завхоза, казаки начинают резать скот, отказываются ссыпать зерно на

семенной фонд. Дело рук Островнова и гибель быков, и “бабий бунт”.

Однако новое постепенно берет верх, и уже никто и ничто не сможет застопорить этот ход. Тем лютее ненависть и звериная злоба врагов: Половцева, Островнова, Лятьевского. Шолохов психологически тонко очерчивает фигуры этих персонажей, выявляя внутренние причины их поступков. Так, например, осторожный и хитрый, как матерый волк, Половцев уже при первом знакомстве обрисован достаточно выразительно.

В дальнейшем эта характеристика дополняется еще одним штрихом. Ненависть бывшего есаула безгранична, однако Половцев ненавидит не только коммунистов. В хуторе Войсковом после разъяснения политики партии в печати казаки отказались выступать против Советской власти.

Это уже было крушением надежд белогвардейца, и он кричит на казаков.

Финал первой книги завершается лаконичным высказыванием Лятьевского, в котором выражена вся безнадежность и бесперспективность акций таких, как Половцев. Они не просто солдаты революции, они – ваятели человеческих душ, борцы за счастье. Эти три коммуниста, три беспредельно преданных идеям социализма человека очень не похожи между собой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ отношения к колхозу среди человеческих масс