Анализ особенностей построения сюжета
Анализ особенностей построения сюжета
В главе “Сюжет” мы достаточно подробно останавливались на разных методиках сюжетного анализа. Нет смысла повторяться. Однако стоит акцентировать внимание на том, что Композиция сюжета – это не просто вычленение элементов, схем или анализ сюжетно-фабульных несовпадений. Принципиально понять связь и неслучайность сюжетных линий.
А это задача совершенно другого уровня сложности. Важно за бесконечным разнообразием событий и судеб почувствовать Их логику. В художественном тексте логика
Вспомним, например, роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Совершенно не случайно, что логика судьбы Евгения Базарова удивительным образом напоминает логику судьбы его главного оппонента – Павла Кирсанова: блестящий старт – роковая любовь – крушение. В мире Тургенева, где любовь является самым сложным и в то же время самым решающим испытанием личности, подобная схожесть судеб может свидетельствовать, хотя и косвенным образом, что позиция автора заметно отличается и от базаровской, и от точки зрения его главного оппонента.
Поэтому, анализируя композицию сюжета, всегда следует обращать внимание на взаимоотражения и пересечения сюжетных линий.
- Особенности построения сюжета повестей и романов Тургенева Основные эпизоды сюжета, посвященные изображению душевных переживаний главных героев, их любовным сближениям и встречам, не могут быть ни особенно многочисленны, ни велики по объему вследствие сосредоточенной и созерцательной эмоциональности содержания и лирического тона повествования. Эпизоды же второстепенные, содержащие бытовые характеристики среды и мотивирующие основной ход событий, не занимают у Тургенева, как уже отмечалось, значительного места […]...
- Языковые средства для построения текста Тем, кто сталкивается с трудностями при написании Сочинения, советуем обратить внимание на слова и обороты, которые облегчат ему эту работу. Для формулирования Темы можно использовать такие выражения: произведение, автора (писателя, поэта, драматурга), посвящено теме (раскрывает тему, рассказывает (рассказывает) о…, касается темы, анализирует, является обобщением…). Для выражения идеи (главной мысли, проблемы) произведения можно использовать один из […]...
- Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Частично он пересекается с анализом “своего” и “чужого” слова, частично – с анализом стиля, частично – с анализом художественных приемов (лексических, синтаксических, грамматических, фонетических и т. д.). Подробнее обо всем этом мы поговорим в главе “Художественная речь” . Сейчас хотелось бы обратить внимание […]...
- Языковые средства для построения текста. Помощь ученику Тем, кому тяжело самому составлять произведение, советуем обратить внимание на слова, которые помогут это сделать. Для названия темы можно использовать такие слова: произведение (роман, рассказ, повесть, новелла, поэзия, поэма, цикл поэзий, сборник), автор (писатель, поэт, прозаик, драматург), посвященный теме (раскрывает тему, затрагивает тему, рассказывает об…, является рассказом об…, является обзором, является анализом, является обобщением). Для […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ – система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова “Ионыч” сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Евгений Онегин выразитель особенностей содержания жизни русского общества Евгений Онегин – определенный этап в развитии русского общественного сознания. Онегин – воплощение европейского сознания: европейской культуры, образованности, приоритет рационалистического сознания. Подчеркивается его отчужденность от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером, засилье иностранных слов в первой главе. Пушкин не дает однозначных оценок, но видит и сильные стороны, прежде всего, потребность осмыслить себя как […]...
- Сложность сюжетного построения драмы Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.9. Сложность сюжетного построения драмы “Стойкий принц” В “Стойком принце” кроме заявленной одной сюжетной линии противостояние дона Фернандо фесскому царю и утверждение главным героем христовой веры, есть еще подсюжеты, которые осложняют природу драматического конфликта. Это пример того, что человек сам становится источником трагедийного начала. И в обрисовке такого образа […]...
- Особенности композиционного построения романа “Герой нашего времени” В творчестве Лермонтова роман “Герой нашего времени” занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе. Зрелость, глубина и художественное совершенство первых произведений Лермонтова поражали современников, которым уже был известен блистательный Пушкин. Однако мало кто […]...
- Драма. Некоторые особенности построения Термином “драма” (или “пьеса”) обозначаются произведения, предназначенные для постановки на сцене (хотя, надо заметить, существуют также пьесы для чтения). Драма находится на перекрестке двух искусств – словесного и театрального – и имеет ряд своих особенностей. Их следует иметь в виду при чтении (или театральном просмотре) драматического произведения. В отличие от эпоса, изображающего события и персонажей, […]...
- Сочинение – анализ эпизода Анализ эпизода – метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Сочинение – анализ эпизода актуально на сегодняшний день в связи с письменным экзаменом по литературе в форме изложения. Данная форма письменного экзамена предполагает не только полное или сжатое изложение предложенного текста с […]...
- Элементы построения рассказа Чехова “Хамелеон” Сюжет рассказа – в нем все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами. Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться действие? Конечно, с тех нескольких слов, с которыми Очумелов “врезается в толпу”. Кульминация рассказа. Дальше сюжет произведения разворачивается волнами, как линия, идущая то вверх, то […]...
- Элементы сюжета, Определение Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка – это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета […]...
- Знакомство с особенностями построения рассказа Милорада Павлина “Дамаскин” Милорад Павлин – не только писатель, который с блеском представляет оригинальный подвид фантастической литературы, но и автор, который ломает наши стереотипы относительно понимания времени, истории, судьбы, любви и того, что мы называем логическим пониманием смысла бытия. Он создает и обновляет сегодняшнюю литературную действительность, наши знания и сны, переиначивая и помня все то, о чем мы […]...
- Из истории романа Из истории романа Вспомните, какие романы вы читали. Обычно семиклассники называют “Таинственный остров” Ж. Верна, “Остров сокровищ” Р. Стивенсона, “Дубровский” А. С. Пушкина, “Дэвид Копперфилд”, “Жизнь и приключения Оливера Твиста”, Ч. Диккенса, “Королева Марго”, “Три мушкетера”, “Двадцать лет спустя”, “Граф Монте-Кристо” А. Дюма, “Айвенго” В. Скотта, “Княжна Тараканова” Г. П. Данилевского. Экранизацию каких романов смотрели […]...
- Развязка сюжета поэмы Лермонтова “Демон” Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты “безумными” и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической правдой вскрывает причины этой неудачи. Он показывает, что в развитии переживаний и событий высокий и благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим. Отвечая “соблазна полными речами” на мольбы Тамары, “злой дух” забывает идеал “любви, добра […]...
- Анализ стихотворения “Водопад” Державина “Водопад”. В стихотворении Державин возвращается к теме скоротечности бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Лирическое произведение начинается с описания водопада, поэтом дана аллегория водопад – быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, – приметы таких человеческих качеств, как злоба, кротость и гордость: Не жизнь […]...
- Роль любовного сюжета в романе “Обломов” Гончарова И. А Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь – гармония… Л. С. Пушкин Роман Гончарова имеет весьма незатейливое содержание: в нем подробно описывается примерно полгода из жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, причем никаких особенных событий за это время не происходит. Роман состоит из четырех частей: в первой Обломов лежит на диване; […]...
- Марк, Король – персонаж сюжета о Тристане и Изольде Марк, Король – персонаж сюжета о Тристане и Изольде, дядя Тристана (брат его матери) и муж Изольды Белокурой. М. – правитель Корнуэльса (иногда его столицей называется Тинтажель, иногда – Лондон). Образ М. – один из самых интересных во всех версиях сюжета. По традиции М. должен был быть мудрым правителем или же слабым королем, которого спасает […]...
- Анализ стихотворения “Гамлет” Пастернак “Гамлет” (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении “Гамлет” лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего “сумрака ночи”. Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Организация сюжета в жанре волшебной сказки Мотивы в сюжете не могут располагаться произвольно, они соединяются в определенном порядке: один вытекает из другого и предсказывает появление третьего. В сюжете имеется повествовательное ядро – центральный мотив, который наиболее ярко выражает идею сказки. Например, для сказки “Бой на калиновом мосту” центральным будет мотив боя богатыря со змеем, хотя в ней имеются и другие мотивы: […]...
- Особенности сюжета и композиции романа “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю М. Ю. Лермонтов писал, что в романе “Герой нашего времени” он хотел исследовать “историю души человеческой”, которая “едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Этой цели подчинена вся сюжетно-композиционная структура произведения. “Герой нашего времени” включает в себя пять повестей, каждая из которых рассказывает о какой-либо необыкновенной истории в жизни Печорина. Причем в […]...
- Анализ стихотворения “Урожай” Твардовский “Урожай”. Лирическое произведение относится к ранней лирике Твардовского. В стихотворении выразилась любовь к родному краю, к землякам, к простому крестьянскому труду: Под овсяный говор нивы Жарким потом обольюсь. Я вдвойне тогда счастливый, Если вволю потружусь. Лирический герой счастлив от сознания своей принадлежности труженикам, поэтому “новый урожай” вызывает в его душе следующие чувства: На душе простор-веселье, […]...
- Об особенностях сюжета романа “Преступление и наказание” Перечитаем первую и вторую части романа, которые составляют один этап в развитии душевной борьбы Раскольникова. В плане философском Достоевский изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую передовую, социалистическую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории […]...
- Проблема соотношения сюжета и фабулы В сюжетах одних произведений имеют место своего рода “гармоничные” отношения между ними (этот случай больше всего распространен в произведениях почти всех эпических жанров так называемой “большой” литературы); в сюжетах других произведений можно заметить, что характер перевешивает события – он художественно реализуется вне прямой связи с ними; есть и третий тип произведений, в которых события перевешивают […]...
- Анализ романа Чернышевского Что делать? Настольная книга русского революционера – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ романа Чернышевского “Что делать?” Настольная книга русского революционера. Роман Чернышевского вызвал серьезные споры современников о своей ценности и цели. Одни находили в нем учебник новой Жизни, другие обвиняли автора в отсутствии настоящей художественности произведения. Сразу несколько сюжетных линий заставляют читателя потрудиться, чтобы собрать впечатления воедино. Дочь мелкого чиновника не желает […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Мне нравится, что вы больны не мной…” На стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной…” написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М. И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же любви воспринимается как определенная свобода в отношениях. […]...
- Анализ драматического произведения Типология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.2. Анализ драматического произведения Драму принято считать высшим литературным родом, объединяющим в себе эпические и лирические начала. От эпоса драма берет такое изображение действительности, которое заключает в себе внешний, по отношению к автору, показ жизни, а от лирики – создание законченных характеров […]...
- Какую роль играет сцена c Городничем в развитии сюжета пьесы? (Ревизор) Текст по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы? (Городничий пришел в гостиницу приглашать мнимого ревизора в свой собственный дом.) Данная сцена “завязывает” действие и определяет развитие основного сюжета пьесы. Приехавший из Петербурга чиновник Хлестаков, “тряпка”, “фитюлька”, по определению городничего, очень преуспел, обманывая солидных местных чиновников, которые сами являлись […]...
- Эволюция взглядов Базарова в ходе романного сюжета в романе “Отцы и дети” Тургенева И. С После того как Базаров достаточно основательно изложил свои взгляды, начинается проверка их жизнью. Когда друзья приезжают в город, становится прежде всего отчетливо видно, что до сих пор мы имели дело с лучшими и из дворян и из разночинцев, каких еще очень мало в обществе – инертном и не подающем никаких надежд на изменение к лучшему. […]...
- Мастерство в построении сюжета (А. Вампилов, “Утиная охота”) Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году; после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу “Стечение обстоятельств”; пять лет после окончания университета работал В иркутской областной газете “Советская молодежь”. В 1965 году написал пьесу “Прощание в июне”. В написанной в […]...
- “Донские рассказы” Шолохова: пересказ сюжета Наверное, нет в русской литературе ХХ в. другого писателя, чья популярность сравнилась бы с мировым признанием автора “Тихого Дона”. О нем, Художнике с большой буквы, восторженно отзывались Р. Роллан и Э. Хемингуэй, Д. Линдсей и К. Причард. “Его дар художника, – писал Мартти Ларни,- можно, собственно, определить как любовь к суетному и милому земному странствию […]...
- Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
- Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя “Ревизор” Никто не говорит о заимствовании Гоголя у Вельтмана, а между тем обстановка во время ожидания генерал-губернатора чрезвычайно напоминает ту, которая описана Гоголем в начале комедии. В. Гиппиус писал: “Внутренняя пустота Хлестакова и пассивность его – те именно качества, которые обеспечивают должную критическую оценку “путаницы”: будь он сознательный плут, каким изображен Пустолобов в “Приезжем из столицы” […]...
- Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе “Преступление и наказание” Библия в целом и Новый Завет, в частности, занимают совершенно особое место в романе Достоевского ” Преступление и наказание “. Это произведение по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов этого писателя. Он как бы своеобразный эпицентр его творчества, в нем заложены зерна всех тех идей, что будут подробнее разрабатываться в других его произведениях. […]...
- Анализ стихотворения “Утро в Москве” Блока “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Композиционная форма развития сюжета поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками “счастливца”, отвечающего на их вопрос. Так построены главы “Поп”, “Счастливые”, “Помещик”, вся третья часть “Крестьянка”. При этом каждая из этих глав или частей имеет свою особенность. […]...
- Основа сюжета и образ Буратино в одноименной сказке А. Н. Толстого Писатель снова обращается к “памяти детства”, на этот раз припомнив свое увлечение книгой С. Коллоди “Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. С. Коллоди (Карло Лоранци-ни, 1826-1890) написал в 1883 году моралистическую книжку о деревянном мальчике. В ней после долгих приключений и злоключений озорной и ленивый Пиноккио исправляется под влиянием феи с голубыми волосами. А. Н. Толстой […]...
- Характеристика художественного мира Г. Ибсена центральное значение проблемы поисков истинного “я”; “аналитическая композиция” драм, предполагающая, что основное событие смещено в предысторию, а сюжет пьесы представляет собой анализ его последствий; при этом факт прошлого служит проявлению внутренних движущих сил личности, а развязка конфликта, как правило, приобретает форму открытого финала; концентрация действия вокруг нескольких персонажей, раскрывающих в ходе развития сюжета свои новые […]...
- Анализ стихотворения “В ресторане” Блока “В ресторане” (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: “И этот влюблен”. В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ стихотворения “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…” Рубцов “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…” В стихотворении дан узнаваемый тютчевский образ – человек перед лицом мироздания, один на один с мирозданием. Душа и Вселенная ведут между собой диалог, которому все больше грозит непонимание. Человек берет у природы все, не задумываясь о последствиях. Рубцов заставляет читателя задуматься о том, не приведет ли такое безалаберное […]...