Анализ новеллы “Падение дома Ашеров”

1) Особенности жанра произведения. Произведение Эдгара По “Падение дома Ашеров” относится к жанру новеллы. Новелла – малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования.
2) История создания новеллы. Новелла Эдгара Аллана По впервые опубликована в сентябре 1839 года в Бартонском журнале для джентльменов. Была немного переработана в 1840 году для сборника “Гротески

и арабески”.

Новелла содержит стихотворение “Обитель привидений”, которое было отдельно напечатано ранее в журнале “Балтиморский музей” в апреле 1839 года.
3) Тематика и проблематика произведения. Центральное место в новеллистике По занимают психологические рассказы, которые нередко называют “страшными” или “ужасными”. Главная тема новеллы “Падение дома Ашеров” – трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации.

По

был, вероятно, первым американским писателем, который уловил в этих тенденциях угрозу бездуховности. Душа человеческая, ужаснувшаяся при столкновении с миром, в котором для нее не оставалось места, боль и болезнь души, ее страх стали предметом художественнопсихологического исследования. А результаты исследования зависели, разумеется, от общей философско-эстетической позиции писателя.

Среди психологических состояний, особенно привлекавших внимание По-художника, главное место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием. Общепризнанной вершиной психологической новеллистики По является “Падение дома Ашеров” – новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти, т. е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности. Повышенное внимание По к психологии было обусловлено в значительной степени стремлением выяснить природу сил, препятствующих нормальной и полноценной работе сознания.

Всю жизнь По верил в разум, который один только в его глазах способен вывести человека и человечество из трагических противоречий бытия.
4) Особенности сюжета новеллы. Безымянный рассказчик, получив письмо от своего друга юности Родерика Ашера, приезжает к нему в поместье. Подъезжая к дому, он обращает внимание на невероятно мрачный пейзаж: сам дом Ашеров, озеро, на берегу которого стоит дом, камыши, остовы деревьев. Также он обращает внимание на еле заметную трещину, рассекающую здание сверху донизу.

Встретившись с хозяином дома, он узнает о его странной наследственной болезни – все его чувства мучительно обострены – он болезненно воспринимает яркий свет, громкие звуки, яркие краски. Фактически вся его жизнь проникнута страхом. Родерик Ашер также уверен, что в его жилище гнездится некая сила, которую он не может определить.

Рассказчик узнает, что сестра Родерика, леди Мэдилейн, его единственный близкий человек, также больна странной болезнью: она ко всему равнодушна, тает день ото дня, а иногда ее члены коченеют и дыхание приостанавливается. Как раз перед приездом рассказчика состояние ее особенно ухудшилось. Рассказчик проводит дни, общаясь с Ашером; он рассматривает картины Родерика, весьма причудливые, слушает его музицирования на гитаре и читает книги. В один из дней Ашер исполняет песню “Обитель привидений”, развивая в дальнейшем в разговорах мысль о том, что растения способны чувствовать и вокруг озера и стен дома сгущается своя особенная атмосфера, веками влияющая на судьбу всех Ашеров.

Однажды Ашер сообщает рассказчику, что его сестра, леди Мэдилейн, умерла, и просит помочь ему спустить ее тело до похорон в подземелье. Вдвоем они относят туда тело, плотно закрыв гроб и заперев тяжелую железную дверь. После этого Родерик Ашер становится все более и более тревожен, его тревога и страх постепенно передаются и рассказчику. Где-то через неделю рассказчик ночью перед надвигающейся бурей слышит странные глухие удары, непонятно откуда доносящиеся.

В его комнате появляется Ашер, который, распахнув настежь окно, впускает бурю в комнату, наблюдая за пейзажем снаружи. Решив успокоить друга, рассказчик принимается читать ему роман Ланселота Каннинга “Безумная печаль”. Происходящее в доме перекликается с текстом книги: рассказчик читает о треске и грохоте ломающихся досок – и откуда-то доносится еле слышный шум; текст говорит об ужасном звуке, изданном умирающим дра-коном – и слышится отдаленный вопль; в книге описывается оглушительный звон от упавшего на пол щита – и до героев доносится глухой, но явственный звон металла.

Родерик Ашер, находясь в ужасном состоянии, шепчет другу, они на самом деле похоронили его сестру заживо. Он благодаря своим обостренным чувствам давно уже понял это, однако не смел сказать. Дверь в залу распахивается, и появляется леди Мэдилейн, измученная и в крови. Она падает на руки брату, увлекая его, уже бездыханного, за собой на пол.

Рассказчик, объятый страхом, кидается прочь из дома. Буря как раз в самом разгаре. Убегая, герой замечает, что трещина в доме, которую он заметил еще по прибытии, быстро расширяется. “… раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров”.
По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы “Падение дома Ашеров”, уже предвещает последующие жуткие события: “В течение всего унылого, темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал верхом по-удивительно безрадостной местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец, обнаружил в поле моего зрения дом Ашеров”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ новеллы “Падение дома Ашеров”